- Рукотворный рай: 5 грандиозных садово-парковых комплексов, которые стали произведениями искусства
- Садово-парковый комплекс Лас-Позас в Мексике
- Комплекс Нонг Нуч в Таиланде
- Сад космических размышлений в Шотландии
- Парк Кавати Фудзи в Японии
- Сад Бруно Торфса в Австралии
- Парковое разнообразие
- Публикуем четыре проекта молодых отечественных архитекторов: парки для Новосибирска, Москвы и Калининграда.
- Проект присоединенной территории природно-исторического парка «Кузьминки-Люблино»
Рукотворный рай: 5 грандиозных садово-парковых комплексов, которые стали произведениями искусства
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Садово-огородный сезон уже начался, и многим посчастливилось укрыться от тревог и опасностей на дачах. Садоводство много веков служило для людей отдушиной, способом слиться с природой и возможностью создать собственный маленький мир. Но некоторые сады можно назвать настоящими произведениями искусства…
Садово-парковый комплекс Лас-Позас в Мексике
Лас-Позас был создан английским меценатом Эдвардом Джеймсом, который был весьма увлечен сюрреалистической живописью и покровительствовал женской группе сюрреалисток в Мексике. Он долго вынашивал планы по созданию собственного райского сада, пока одна из самых ярких представительниц направления, Бриджет «Батэ» Тиченор, не подсказала ему, где можно реализовать все эти дерзкие идеи. Эдвард нанял гида, и вместе они принялись исследовать заповедные места на территории Мексики. И, наконец, в 1945 году все сошлось: гид повстречал свою любовь, а меценат обнаружил подходяющую для сада территорию на склоне горы Сьерра-Мадре.
На протяжении двадцати последующих лет Эдвард Джеймс руководил там постройкой странных бетонных конструкций – лестниц, пандусов, подвесных мостов, искусственных тропинок и арок, необычайно констрастирующих с буйной растительностью и гармонично сочетающихся со скалами. Ему пришлось расстаться с частью своей великолепной коллекции живописи, чтобы создать собственный шедевр. И еще почти два десятка лет он дорабатывал свой проект, который, впрочем, так и остался незавершенным – инсульт помешал Джеймсу довести парк до идеала.
Комплекс Нонг Нуч в Таиланде
Назван в честь одной из своих основательниц – миссис Нонг Нуч Тансача и сейчас принадлежит ее сыну. Изначально парк Нонг Нуч должен был стать масштабной овощной и фруктовой плантацией, однако миссис Нонг Нуч и мистер Писит решили, что туризм – перспективное направление развития для Таиланда, и нужно сделать что-то, привлекающее посетителей. Впрочем, полностью строительство парка было завершено только в 2000 году, спустя полвека после основания.
Парк Нонг Нуч – это редчайшие растения (некоторые из них уже не встречаются в дикой природе) и несколько китчевый, но невероятно сложный ландшафтный дизайн. Элементы декора и Версальского парка, буддистские пагоды, английские телефонные будки, скульптуры из цветочных горшков в тайском стиле и собственный Стоунхендж… Неудивительно, что Нонг Нуч обожают и взрослые, и дети! В центре парка можно найти роскошную автомобильную коллекцию нынешнего владельца. Сегодня главная задача парка Нонг Нуч, помимо развлечения публики – сохранение исчезающих видов пальм и папоротников.
Сад космических размышлений в Шотландии
Сад космических размышлений располагается в самом живописном и любимом туристами регионе Шотландии, окружен старинными замками и знаменитыми музеями. Тридцать лет назад семейная пара – архитектор Чарльз Дженкс и ландшафтный дизайнер Мэгги Чесвик – решила объединить свои таланты и капиталы для создания научно-мистического садового комплекса. Мэгги обожала восточную философию и китайские сады, а Чарльз – астрономию и физику. Супруги считали парк вселенной в миниатюре.
Странные искусственные водоемы, холмы, лестницы и скульптуры кажутся абстрактными арт-объектами, но каждая из достопримечательностей сада отражает ту или иную научную идею. Раковина улитки, построенная на основе последовательности Фибоначчи, лестница, иллюстрирующая многообразие форм жизни, фрактальный ландшафт и бассейны с чёрными дырами, математические симметрии и логарифмические кривые. Посетителям предстоит отыскать научные загадки среди зеленых насаждений и попробовать их разгадать.
Сегодня Сад космических размышлений играет не только научно-познавательную, но и социальную роль. Средства, полученные от посетителей, направляются на счет благотворительного фонда помощи онкологическим больным имени Мэгги Чесвик.
Парк Кавати Фудзи в Японии
Японцы славятся своей особой любовью к цветам. Висячий сад Кавати Фудзи, расположенный в небольшом городке Китакюсю в середине мая становится настоящей туристической меккой – правда, владельцы решились открыть его для иностранцев лишь спустя четыре десятилетия после создания. Плетеные цветочные туннели, шатры и навесные крыши из глициний кажутся созданными самой природой, а не руками талантливых ландшафтных дизайнеров.
Глициния – один из государственных символов Японии, и в Кавати Фудзи собрана самая богатая коллекция глициний в мире – белых и голубых, сиреневых и синих. По вечерам сказочные сады кажутся и вовсе ирреальными благодаря искусной подсветке. Но не только глицинии радуют глаз (и обоняние!) посетителей – сад наполняют цветущие сливы, рододендроны, азалии, гортензии, клематисы, петунии и ирисы… Все эти растения символичны для буддизма, а сад Кавати Фудзи считается отличным местом для медитации, но лишь один месяц в году – и рано утром, пока не наводнен толпами туристов. Остальные одиннадцать месяцев парк строжайше закрыт для посещений.
Сад Бруно Торфса в Австралии
И, конечно, этот список остался бы неполным без великолепного сада австралийского художника Бруно Торфса в маленькой деревеньке Мэрисвилль близ Мельбурна. Это совершенно иная вселенная, населенная эльфами и гномами, нимфами и лесными богами.
Создал ее из глины и дерева один человек – художник Бруно Торфс. Его скульптуры так органично вписаны в среду, что кажутся живыми обитателями сада – прячутся в тени тропических деревьев, выглядывают из листвы, скрываются в лианах… Персонажи западноевропейской истории и мифологии отлично адаптировались на своей новой родине и рады приветствовать гостей. Почти полторы сотни произведений художник изваял всего за полгода.
Увы, шедевр Торфса значительно пострадал от пожара в 2009 году. Но местные жители сумели отстоять больше половины работ скульптора, а сам он с энтузиазмом взялся за восстановление сада.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Парковое разнообразие
Публикуем четыре проекта молодых отечественных архитекторов: парки для Новосибирска, Москвы и Калининграда.
Проект присоединенной территории природно-исторического парка «Кузьминки-Люблино»
Архитекторы бюро Alphabet City: Анна Андреева, Мария Ашкова, Мария Карцева, Андрей Елбаев, Андрей Цветков (визуализация).
Архитекторы бюро Практика: Денис Чистов, Григорий Гурьянов, Юлия Юдченко, Станислав Каптур, Любовь Виллер, Стэфания Стамболиева.
Проект разработан ландшафтным бюро Alphabet City совместно с партнёрами – архитектурным бюро Практика.
Архитектурное бюро Практика:
«Материалы, представленные в этой публикации, являются проектным предложением, в настоящий момент заказчиком утверждено не всё. Границы проектирования охватывают значительную территорию Кузьминского лесопарка, от ул. маршала Чуйкова и метро «Волжская» до восточной оконечности Верхнего Кузьминского пруда, однако сейчас понятно, что реализация будет возможна на значительно меньшей территории. Говорить о том, в каком объеме будет реализован проект, пока преждевременно. В любом случае, работы по благоустройству парка начнутся только после получения положительных заключений государственной экологической и историко-культурной экспертиз».
Анна Андреева:
«Наша концепция объединяет четыре разрозненные идентичности парковой территории: Парк Культуры и Отдыха Музейный комплекс усадьбы Голициных, Исторический пейзажный парк вокруг прудов и лес. Мы предлагали связать их с помощью ландшафтных решений вокруг прудов и реки Пономарки. Мы проанализировали видовые точки вдоль прудов и создали наш пейзажный маршрут – систему незаметных точечных интервенций, которые помогают посетителям лучше взаимодействовать с водой и открывают виды парка.
Краткий путь через парк – центральная ось – нанизывает на себя три основных больших центра – так называемых «сердца парка». Это места на пересечении потоков посетителей с отличными видами на воду, где появляются дополнительные функции – красивые павильоны кафе и проката, детские площадки.
К сожалению, нам не разрешили трогать историческую часть парка, так как в процессе проектирования выяснилось, что на эту территорию разрабатывается проект реставрации, поэтому проект будет реализован в меньшем масштабе. Очень жаль, так как наш основной принцип работы в парках – создавать новую функциональную среду для жителей и при этом деликатно вписывать наши решения в окружающий ландшафт.
А наше отношение к буквальной реставрации ландшафта лучше всего выразил Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей книге «Поэзия Садов»: «Можно с уверенностью сказать, что восстановить в первоначальном виде сады XVI–XVIII веков так же невозможно, как и музеефицировать многие социальные институты, с потребностями и вкусами которых они были связаны. Нет уже ни монархов, ни помещиков с их садовыми развлечениями, ни сотен садовников и садовых рабочих. … Следовательно, задача садоводов должна заключаться сейчас в продлении жизни тех остатков садово-паркового устройства, которые возможно поддержать».
Мы тоже считаем, что правильнее в 21 веке делать на пустыре у воды пляж с детскими и спортивными площадками, чем восстанавливать в этом месте луговину, где раньше пасли коров, тем более, что сейчас эта поляна уже используется жителями как пляж.
Важная часть нашей концепции – детский игровой маршрут. Сейчас в парках появляются уже детские площадки с хорошим обороудованием, но часто его слишком много для одного места. Наша стратегия игры предполагает маршрут из небольших площадок, которые дети «находят» в интересных местах. Например, качели в старых яблонях, или шатающийся мостик в тоннеле из кустов, или горки на холмах.
Для нас, как для ландшафтных архитекторов, было важно сделать наши решения максимально незаметными. Малые формы, которые мы используем в проекте, сливаются с природой. Скамейки серые, детские площадки выполнены из дерева, покрытие на них – древесная кора или песок. Для освещения мы используем незаметные современные светильники, которые светят только вниз и не засвечивают небо и парк.
При разработке цветников мы использовали только местные растения, так как весь парк – это особо охраняемая территория».
Источник