Антропогенные ландшафты нижегородской области

Современные ландшафты Нижегородской области

Бадьин Михаил Михайловичкандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования, ФГБОУ ВПО ©Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Мининаª, г.Нижний Новгородfriend041@yandex.ru

Варенов Александр Леонидовичпреподаватель кафедры географии, географического и геоэкологического образования, ФГБОУ ВПО ©Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Мининаª, г.Нижний Новгородfizgeografngpu@yandex.ru

Винокурова Наталья Федоровнадоктор педагогических наук, профессор кафедры географии, географического и геоэкологического образования, ФГБОУ ВПО ©Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Мининаª, г.Нижний Новгородeco@bk.ru

Глебова Ольга Владимировнакандидат географических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования, ФГБОУ ВПО ©Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Мининаª, г.Нижний Новгородglebova_olga@inbox.ru

Дмитриев Александр Ивановичдоктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой биологии, химии, биологохимического образования, ФГБОУ ВПО ©Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Мининаª, г.Нижний Новгородfizgeografngpu@yandex.ru

Мартилова Наталья Викторовнакандидат педагогических наук, доцент, зам. зав. кафедройгеографии, географического и геоэкологического образования, ФГБОУ ВПО ©Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Мининаª, г.Нижний Новгородmartilova_nn@mail.ru

Пияшова Светлана Николаевнакандидат географических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования, ФГБОУ ВПО ©Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Мининаª, г.Нижний Новгородsvt68@rambler.ru

Соткина Светлана Александровнакандидат географических наук, доцент, зав. кафедрой географии, географического и геоэкологического образования, ФГБОУ ВПО ©Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Мининаª, г.Нижний Новгородsotkina@list.ru

Смирнова Оксана Владимировнакандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования, ФГБОУВПО ©Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Мининаª, г.Нижний Новгородgeogrovs@yandex.ru

Зулхарнаева Анастасия Васильевнакандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования, ФГБОУ ВПО ©Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Мининаª, г.Нижний Новгородfizgeografngpu@yandex.ru

Февралева Наталья Ивановнакандидат географических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования, ФГБОУ ВПО ©Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Мининаª, г.Нижний Новгородnfevraleva@mail.ru

Шевченко Ирина Александровнакандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования, ФГБОУ ВПО ©Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Мининаª, г.Нижний Новгородirinadzr52@mail.ru

Современные ландшафты Нижегородской области

Аннотация. В учебном пособии рассматриваются особенности современных ландшафтов на примере Нижегородской области как в теоретическом, так и в прикладном плане. Особое внимание уделено изучению ландшафтов города Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Учебное пособие адресовано учащимся профильных классов,студентам географических факультетов, учителям географии и экологии.Ключевые слова:ландшафт, природноресурсный потенциал ландшафта, ландшафтное районирование, агроландшафт, оптимизация агроландшафтов, природное и культурное наследие.

Опираясь на результаты анализа историколитературных и архивных источников, материалах полевых исследований ландшафтов, а также на результаты обобщения новых педагогических концепций обучения, инновационных технологий и собственные фундаментальные исследованияколлективом авторов было создано учебноепособие

©Современные ландшафты Нижегородской областиª.

Изучение современных ландшафтов имеет целью взаимное улучшение личностных качеств и свойств ландшафта, что отвечает требованиям развития современного образования в русле идей устойчивого развития. В учебном пособии ©Современные ландшафты Нижегородской областиª реализуются идеи ландшафтного образования и развития экологической культуры.В работе подробно освещаются вопросы, связанные с теоретическими основами изучения современных ландшафтов, которые имеют мотивационное и научноориентировочное значение[2]. Анализируется природноресурсный потенциал современных ландшафтов Нижегородской области, представляющий большую ценность, поскольку в учебной литературе по Нижегородской области этот материал в систематизированном виде на протяжении ряда десятилетий не находил отражения[1,5,7]. Раскрывается история взаимодействия человека и природы на территории Нижегородской области, эволюция формирования современных ландшафтов[3,4,8]. Необходимость использования культурноисторического подхода в экологических исследованиях подчеркивал еще В.И. Вернадский: ©Строится и создается новое, оно для создания часто использует, перерабатывает старое. Обычно выясняется, что в старом давно уже таились и подготавливались черты нового облика. Это образ созидания…ª. Раскрываются особенности и разнообразие современных ландшафтов на территории Нижегородской области[6]. Этот материал позволит выяснить виды современных ландшафтов, их географию, экологические проблемы, пути оптимизации современных ландшафтов области, создания культурных современных ландшафтов. Особое значение в работе имеют геоэкологические практикумы и внеклассные работы по изучению ландшафтов Нижегородской области, которыепредусматривают включение учащихся в познавательную, коммуникативную и практикоориентированную деятельность по изучению, оценке и окультуриванию современных ландшафтов области.Авторы надеются, что данное пособие внесет свой вклад в развитие экологической культуры нижегородцев, в улучшение и ©окультуриваниеª окружающей среды нашего края.

Ссылки на источники1Аверкиев Д.С. История развития растительного покрова Горьковской области и ее ботаникогеографическое деление //Ученые записки Горьковского университета. Вып. 25. ‬Г.: ГГУ, 1954. ‬с. 119136.2. Берг Л.С. Природа СССР. Учебник. ‬М., 1938.3. Исаченко А.Г. О так называемых антропогенных ландшафтах // Известия ВГО, Т 106. Вып. 1. ‬Л., 1974.4. Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты. Очерки антропогенного ландшафтоведения. м., Мысль, 1973.5. Почвы Горьковской области /Авт. коллектив: Б.А. Никитин, А.М. Панин, Ф.М. Баканина и др. ‬Горький: ВВКИ, 1978.6. Природный комплекс большого города (ландшафтноэкологический анализ).М.: Наука, 2000.7. Фридман Б.И. Волжские аллютерры Нижегородской области // Природа Поволжья ‬Ниж. Новгород: НГПУ, 1997, с. 73888. Харитонычев А.Т. Роль хозяйственной деятельности человека в изменении ландшафтов Горьковского Правобережья ‬Горький: ГГПИ им. М. Горького 1960, 150 с.

Источник статьи: http://e-koncept.ru/2014/55283.htm

И СТАНОВЛЕНИЕ ЛАНДШАФТНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УЗОРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Освоение любой территории – сложный и во многом противоречивый процесс, контролируемый как природными, так и социальными факторами. Существует множество подходов к периодизации взаимоотношений человека и природы. Важным моментом исторической периодизации процесса природопользования является изменение видов хозяйственной деятельности человека, что находит отражение в смене культуры эпохи. В экологической культуре закрепляется комплекс экологической деятельности, а также общественные отношения, связанные с её выполнением, и, как составной духовный элемент, специфическое экологическое сознание конкретной эпохи.

Основываясь на представлении об экологической культуре как системообразующем факторе во взаимодействии общества и природы, выделяют четыре хозяйственно-культурных этапа природопользования:

1. эпоха охотничье-собирательской культуры;

2. эпоха аграрной культуры;

3. эпоха индустриальной культуры;

4. эпоха постиндустриальной культуры.

Ранние этапы освоения территории Нижегородской области

Взаимодействие природы и общества на территории области имеет длительную историю. С позиций ландшафтоведения основными результатами воздействия человека на природу можно считать, во-первых – расширение сферы (территории) влияния человеческой деятельности в пространстве «дикой» природы, во-вторых – постепенное накопление в ландшафте антропогенных черт, сопровождающееся переходом естественных ландшафтов в категорию антропогенно измененных, а затем и собственно антропогенных ландшафтов.

Анализ исторических данных, материалов писцовых и межевых книг, старых картографических источников позволяет сделать вывод о неровном, «волновом» характере освоения пространства Русской равнины.

Современный рисунок размещения хозяйственных объектов, элементов природного и культурно-исторического наследия на территории Нижегородской области является результатом длительной эволюции и содержит набор гетерогенных элементов, унаследованных от различных волн-циклов деятельности человека в ландшафте.

Рассматривать формирование ландшафтов Нижегородской области в ходе взаимодействия человека и природы невозможно без восстановления их былого состояния, анализа хозяйственной деятельности, осуществлявшейся в их пределах, этногенетических процессов.

Становление основных черт современных ландшафтов Нижегородской области началось со времени деградации днепровского ледника – в это время происходило формирование самого консервативного компонента ландшафта – геоморфологической основы.

Среди факторов физико-географической дифференциации, помимо морфолитогенного, следует назвать ещё гидроклиматический, биотический и социогенный (Колбовский, 2006). Указанный порядок следования принципиален: он отражает, с одной стороны, возраст различных компонентов ландшафта, с другой – смену ведущих факторов дифференциации на различных этапах становления ландшафтов.

Современная ландшафтная дифференциация Нижегородской области является следствием длительной эволюции как отдельных природных компонентов, так и комплексов в целом.

Ландшафты эпохи голоцена. Именно в этот период происходили кардинальные эволюционные изменения в структуре ландшафтов. Голоцен охватывает последние 11 500 лет и представляет собой важный этап в развитии природных ландшафтов, происходившем как под воздействием естественных эволюционных процессов, так и в результате хозяйственной деятельности человека (табл. 1).

По мере таяния Валдайского ледника, южная граница которого находилась в нескольких сотнях километров к северо-западу от современной границы области, климат в голоцене претерпевал изменения. Тундростепь – господствовавший тогда на территории области ландшафт – вытеснялся ландшафтами соседних зон.

Тундростепь – оригинальная природная зона, существовавшая в перигляциальной зоне покровных ледников плейстоцена. Характерной особенностью тундростепи было то, что в травянистом ярусе господствовали криофильные злаки (в отличие от тундры, где эта роль принадлежит мхам). Тундростепь отличалась высокой биомассой пастбищных копытных и хищников – «мамонтовой фауной». В тундростепи были представлены как животные тундры (северный олень, овцебык, лемминги), так и животные степей (сайгак, лошадь, бизон, суслик), кроме того, характерным элементом фауны тундростепи являлись ныне вымершие мамонт, шерстистый носорог, саблезубый тигр.

В настоящее время похожие ландшафты существуют в Сибири, на Аляске и на засушливых холодных высокогорьях Центральной Азии – там, где сохранились условия, подобные условиям перигляциальных зон.

С запада надвигались смешанные леса, с востока – южная тайга, с юга – лесостепь. На поверхности оформившегося, в основном, рельефа закладывалась современная речная сеть. Направление современных рек предопределило таяние ледника (самые крупные из них – пра-Волга, пра-Ветлуга, пра-Унжа текли с севера на юг и имели ширину в несколько километров). Развитие речной сети происходило на фоне постоянно меняющегося климата голоцена.

Известно, что климатогенные компоненты имеют ярко выраженный ритмический характер. Различные по продолжительности ритмы климатической системы определяют колебания поверхностного стока и, соответственно, водности рек. Ритмические изменения в голоцене были характерны для долинно-речных систем, особенно пойменных комплексов.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 218 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник статьи: http://studopedia.net/2_13836_i-stanovlenie-landshaftno-hozyaystvennogo-uzora-nizhegorodskoy-oblasti.html

«А.Е. Асташин, Н.И. Февралёва РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Часть 1 Учебное пособие Нижний Новгород УДК . »

Центр области – Нижний Новгород – средневековый русский город с богатым историко-культурным наследием (нижегородский Кремль и Михайло-Архангельский Собор, исторический центр города, Печёрский Вознесенский монастырь, Зал ожидания царской семьи и др.). Богатая история и разнообразие архитектуры явились основанием для включения Нижнего Новгорода в список ЮНЕСКО 100 городов мира, представляющих мировую историческую и культурную ценность.

Нижний Новгород – важный транспортный узел. Здесь расположены:

аэропорт «Стригино», речной вокзал железнодорожный вокзал, несколько автовокзалов. Открыто движение высокоскоростных поездов «Сапсан»

сообщением Нижний Новгород – Москва – Санкт-Петербург. Через Нижний Новгород проходят трассы федерального (М-7, Р-158) и регионального (РР-152, Р-159) значения; трасса М-7 «Волга» является частью второго панъевропейского коридора Восток-Запад: Берлин – Познань – Варшава – Брест – Минск – Смоленск – Москва – Нижний Новгород.

Ядрами рекреации второго порядка являются центры районов – туристско-рекреационные центры областного значения: Дивеево, Городец, Семёнов, Арзамас, Большое Болдино, Павлово, Балахна и др. Эти города имеют богатое историко-культурное наследие и характеризуются относительно высокой плотностью объектов туристской инфраструктуры.

Ядра рекреации третьего порядка – центры местностей – наиболее рекреационно привлекательные природные и антропогенные объекты, являющиеся, как правило, сюжетными центрами однодневных экскурсий (оз.

Светлояр, Ичалковский бор, Пустынские озёра, дворянские усадьбы и парки, Подземный музей горного дела, геологии и спелеологии в п. Пешелань, Макарьевский монастырь, Свято-Успенская Флорищева пустынь и др.).

Оси туристско-рекреационной системы Нижегородской области представлены системой туристских маршрутов, которые дифференцируются по двум критериям: значимости и типу.

По критерию значимости оси туристско-рекреационной системы Нижегородской области подразделяются на: федеральные (трассы М-7 и Рсудоходные реки – Волга, Ока и Сура), областные и местные.

По типу – на автомобильные (дороги с покрытием, редко – грунтовые дороги), водные (сплавные реки), конные, пешеходные, лыжные (грунтовые дороги).

Автомобильные маршруты весьма разнообразны, и выявить несколько наиболее популярных сложно. А вот маршруты автобусных экскурсий, определяемые двумя критериями – кратчайшее расстояние и максимальная информативная насыщенность – относительно немногочисленны. Это автобусные туры в Дивеево, Городец, Арзамас, Муром (Владимирская область), Макарьево и пр.

Выделить пешеходные, лыжные, конные или велосипедные маршруты и обозначить их на карте области – задача непростая, да и вряд ли полезная.

Маршруты этих видов туризма, привязанные к дорогам областного и местного значения и к грунтовым дорогам, имеют огромную вариативность и легко меняются по усмотрению туристской группы.

Совсем иначе обстоит дело с водными маршрутами – сплавных рек в области не так много, и изменить нитку водного маршрута, соответствующую сплавному участку реки, невозможно. К числу наиболее популярных сплавных рек относятся рр. Керженец, Пьяна, Ветлуга, Узола, Пижма и ряд других рек.

Локусы туристско-рекреационной системы представляют собой наиболее часто посещаемые рекреантами участки ландшафта – территории, прилегающие к учреждениям стационарной рекреации, либо места, наиболее удобные и привлекательные для организации отдыха самодеятельных рекреантов. К их числу относятся пригодные для купания участки берега озёр и рек, смотровые площадки, живописные рощи и пр. В силу незначительного потока рекреантов, посещающих локусы туристскорекреационной системы, а также значительной вариативности и большого количества локусов, обозначить их на карте области не представляется возможным. Картографирование локусов туристско-рекреационной системы возможно лишь на картах отдельных административных районов области или их частей. Ниже представлена схема туристско-рекреационной системы местного уровня на примере территории заволжской части Воротынского района (Асташин, 2011).

В результате ландшафтных исследований на территории Воротынского Заволжья выделено четыре ландшафта (Асташин, Фридман, 2009).

Подтаёжный Верхнедорогучанско-Культейский лесохозяйственный ландшафт. В пределах ландшафта сосредоточены интересные природные объекты: озёра и болота, многие из которых имеют статус памятника природы, редкие в левобережной части района родники.

На северо-западе ландшафта расположен п. Кузьмияр. Отсутствие населённых пунктов на большей площади территории, а также малая доступность из-за низкого качества дорог обеспечили относительно хорошую сохранность естественного ландшафта.

Читайте также:  Ищу парник для огурцов

Оптимальные типы туризма:

спортивный, экстремальный и экологический туризм (пешеходный, лыжный, велосипедный, конный). Данная территория доступна лишь подготовленным группам туристов, опытным охотникам и рыболовам.

Подтаёжный Среднедорогучанско-Полюшкинский лесохозяйственный ландшафт. Характерные объекты данного ландшафта – крупные озёра эолового и майтужно-эолового происхождения, крупные песчаные дюны и сосновые леса. Территория ландшафта хорошо дренирована, болота занимают незначительную площадь, в то же время дефицита увлажнения нет. Населённых пунктов нет. Оптимальна организация экологических троп и познавательных туров.

Подтаёжный Комарихинско-Надмихайловский лесохозяйственный ландшафт. Интересным элементом данного ландшафта являются останцы второй надпойменной террасы р. Волга. Благодаря их значительному превышению над прилегающей волжской поймой возрастает обзорность смотровых точек. В пределах данного ландшафта расположено с. Михайловское, в непосредственной близости – сёла Каменка и Разнежье.

Территория оптимальна для организация экологических троп и познавательных туров.

Подтаёжный Левобережно-Волжский агролесохозяйственный ландшафт. Все населённые пункты, расположенные на Волге (3 из 4 населённых пунктов Воротынского Заволжья), имеют тенденцию преобразования из лесозаготовительных посёлков в рекреационные. Такая метаморфоза способствует их сохранению и даже росту на мрачном фоне деградации и исчезновения сёл и деревень Нижегородского Левобережья.

Оптимальным вариантом туристско-рекреационного использования данного ландшафта нам видится развитие промыслового туризма (охотничьерыболовного), стационарного отдыха у воды, бёрдсвочинга.

На современном этапе активный туризм в заволжской части Воротынского района развит слабо. Изредка (по предварительным оценкам, порядка 15 раз в год) в пределах рассматриваемой территории проводятся спортивные пешеходные и лыжные походы, которые можно по ряду показателей (активный способ передвижения, минимальное вмешательство в жизнь экосистем леса, посещение наиболее красивых нетронутых уголков природы) отнести к числу экологических туров.

Воротынскому Заволжью свойственен целый комплекс ценных для туриста качеств: малая нарушенность территории хозяйственной деятельностью человека (по сравнению со многими другими районами Нижегородской области); низкая плотность населения; полное отсутствие промышленных объектов и значительная удалённость от промышленной зоны области; наличие комфортных для прохождения сосновых боров в сочетании с крупными водными объектами: р. Волга, множество озёр и ряд малых рек.

С постройкой шоссейной дороги Нижний Новгород-Михайловское, завершившейся несколько лет назад, популярность данной территории резко возросла.

Результаты частных оценок ландшафтов Воротынского левобережья обобщены и представлены в табл. 28.

Ввиду отсутствия собственного правового статуса земель, привлекательных для развития туризма и рекреации, целесообразным видится разработка режимов использования территорий, имеющих статус ООПТ (с учётом особенностей режима охраны каждого из объёктов), которые, как правило, являются наиболее рекреационно привлекательными, и, кроме того, ограничивают возможности возникновения конфликтов землепользования.

Согласно логике схемы, предложенной Е.Ю. Колбовским (2002, 2006), рассматриваемая территория лежит в пределах Нижегородской туристскорекреационной области, Воротынского туристско-рекреационного района и подразделяется на 2 туристско-рекреационные местности: Кузьмиярскую и Разнежскую.

Разнежская туристско-рекреационная местность охватывает Подтаёжный Левобережно-Волжский агролесохозяйственный ландшафт и Комарихинско-Надмихайловский зандрово-аллювиальный лесохозяйственный ландшафт, характеризуется преобладанием учреждений организованной рекреации при небольшом участии зон самодеятельной рекреации;

Ранги ландшафтов по результатам оценки блоков параметров:

1 – морфолитогенная основа; 2 – гидрографическая сеть; 3 – эстетичность признаков пейзажей ландшафта; 4 — биологические ресурсы; 5 – историкокультурное наследие; 6 – уровень развития инфраструктуры;

7 – экологические ограничения. Е – сумма рангов ландшафтов по отдельным блокам параметров. Ранг – итоговый ранг ландшафта.

Кузьмиярская туристско-рекреационная местность охватывает территорию остальных ландшафтов Воротынского Заволжья и имеет в качестве основной специализации организованный (маршрутный) спортивный туризм при небольшом участии мест самодеятельной рекреации.

В качестве функциональных элементов туристско-рекреационной системы лесного Воротынского Заволжья следует рассматривать дороги – оси туристско-рекреационной системы; озёра и участки берегов рек, на которых возможна организация промежуточных туристских баз или стоянок рассматриваются как локусы туристско-рекреационной системы (рис. 2).

Рис. 2. Туристско-рекреационный каркас Воротынского левобережья

Важнейшей осью туристско-рекреационной системы Воротынского района является р. Волга. Берега Волги являются наиболее популярным местом отдыха в районе и области, и в дальнейшем именно эта территория станет осью развития туристско-рекреационной системы Воротынского района.

1. Назовите период становления теоретической базы туристскорекреационного районирования. Как Вы думаете, какими социальными, хозяйственными, политическими причинами определялась отечественная концепция туристско-рекреационного районирования на разных этапах?

2. Какие факторы оказывают влияние на развитие туристских районов?

3. Назовите районообразующие признаки в рекреационном районировании.

Поясните их значение при выделении туристско-рекреационных районов.

4. Назовите характерные черты туристских районов.

5. Назовите и охарактеризуйте этапы развития туристского района. Как Вы считаете, на каком этапе развития находится Нижегородская область?

Свой ответ обоснуйте.

6. Перечислите основные требования, предъявляемые к месту отдыха, а также влияющие на развитие рекреации в туристском регионе.

7. В чём состоит отличие туристских районов с широкой и узкой специализацией?

8. Охарактеризуйте систему таксономических единиц рекреационного районирования (по А.С. Кускову). Приведите примеры каждого из таксонов.

9. Почему ландшафтную структуру территории можно (а в ряде случаев – совершенно необходимо) считать базовым критерием при выделении туристско-рекреационных районов?

10.Как ландшафтные таксоны соотносятся с таксономическими единицами рекреационного районирования?

1. Разработайте и обоснуйте схему туристской рекреационной системы одного из районов Нижегородской области.

ПРОГРАММА КУРСА

Рекреационная география и туризм Нижегородской области

1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Рекреационная география и туризм Нижегородской области» является формирование профессиональной компетентности в области организации рекреационной деятельности.

Задачи дисциплины:

овладение рекреационной терминологией;

рассмотрение принципов и основных способов территориальной организации рекреации и их особенностей;

изучение специфики, динамики, современного состояния и перспектив развития рекреации в Нижегородской области.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Цикл, к которому относится дисциплина: «Дисциплины по выбору».

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: «Геология», «Землеведение», «Геоморфология», «Климатология с основами метеорологии», «Гидрология», «Биогеография», «География почв с основами почвоведения», «Ландшафтоведение», «Социально-экономическая география», «Картография», «Физическая география и ландшафты России», «Экономическая и социальная география России», «Основы рекреационной географии», «Методы туристско-рекреационных исследований», «Инфраструктура в туризме», «Этногеографические особенности туристских регионов мира», «Введение в туризм», «Природное и культурное наследие», «Особо охраняемые природные территории», «Туристско-рекреационный потенциал Нижегородской области», Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: «Туристско-рекреационные ресурсы России и мира», «Туристско-рекреационные системы мира», «Туристско-рекреационные системы России», «Технология и организация туристско-рекреационной деятельности», «Основы рекреационного проектирования», «География туризма», «Геоэкологические основы туризма и рекреации», «Религиозный туризм», «География религий», «Экологический туризм», «Экскурсионное дело».

3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

ПК-21 — умением применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму; оценить роль рекреации и туризма в социально-экономическом развитии страны и региона;

анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения в зависимости от региональной специфики; рекреационные и туристские ресурсы России и мира, их аттрактивность; виды рекреационной и туристской деятельности;

особенности развития туристской инфраструктуры; своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме; механизмы организации рекреационнотуристской отрасли, основы ее эффективности.

— базовые понятия и принципы рекреационной географии;

— определения основных терминов, использующихся в рекреационной географии;

— основные этапы становления ландшафтов и хозяйства Нижегородской области;

— основные особенности природы, историко-культурного наследия и туристской инфраструктуры Нижегородской области;

— характеристики ландшафтов Нижегородской области;

— структурные элементы туристско-рекреационной системы Нижегородской области и их характеристики;

— оценивать влияние ландшафтных условий на эволюцию и территориальную организацию хозяйства в целом и туристских ресурсов и инфраструктуры – в частности;

— выполнять сравнительную туристско-рекреационную оценку геосистем различного уровня;

— анализировать перспективы развития того или иного типа туризма на рассматриваемой территории исходя из специфики ландшафтнохозяйственных условий;

— определять структуру туристско-рекреационной системы региона;

— находить и систематизировать информацию по проблематике дисциплины в глобальной сети Интернет;

— методами и приёмами подготовки аналитического текста по заданной проблеме;

— методами и приёмами подготовки компьютерной презентации любой темы в рамках учебной программы дисциплины;

— методами и приёмами рецензирования научных публикаций по вопросам географии туризма Нижегородской области;

— навыками публичного выступления по заданной проблемной теме дисциплины.

5.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Основные этапы освоения территории и становление ландшафтно-хозяйственного узора Нижегородской области Ранние этапы освоения территории Нижегородской области.

1.1 Ландшафты Нижегородской области эпохи голоцена. Уникальные ландшафты тундростепи. Периодизация голоцена по схеме БлиттаСернандера. Ландшафтно-хозяйственная характеристика периодов голоцена в Нижегородской области: пребореальный период (9000-10300 лет), бореальный период (7900-9000 лет), атлантический период (7900-5300 лет), суббореальный период (2500-5300 лет). Влияние смены ландшафтных условий, рисунка расселения и хозяйственной деятельности на протяжении голоцена на формирование облика современных ландшафтов Нижегородской области. Производящее хозяйство и антропогенный ландшафт финно-угров (мордва, мари), тюркских народов (чуваши, татары) и русских.

1.2. Становление ландшафтов Нижегородской области в русском Средневековье.

Роль речной сети в процессе расселения русских на территории Нижегородской области. Динамика притока русского населения на территорию Нижегородской области в Средневековье. Изменение пространственной структуры ландшафтов Нижегородской области с начала славянского расселения и повсеместного распространения пашенного земледелия. Пашенные и дикие леса, ополья. Влияние татаро-монгольского нашествия.

1.3. Ландшафты Нижегородской области в XVI-XVII вв.

Вторичное освоение земель в XVI-XVII вв. Освоение территории силами монастырей – центров становлении прогрессивных методов хозяйствования.

Влияние похолодания климата в конце XVI в. – малого ледникового периода и экономического кризиса на структуру и свойства ландшафтов.

1.4. Становление современных ландшафтов Нижегородской области.

Развитие мелиоративных работ в XVIII в. влияние отмены крепостного права на характер хозяйственной деятельности и состояние ландшафтов.

Дворянские усадьбы и усадебные парки – новый элемент ландшафта Нижегородской области в XVIII в. Городские и пригородные публичные рощи.

1.5. Современная ландшафтная дифференциация территории Нижегородской области.

История географических исследований на территории Нижегородской области. Схема ландшафтных районов Нижегородской области Ф.М. Баканиной, А.В. Пожарова, А.А. Юртаева (2003). Характеристика ландшафтных районов Нижегородской области.

Раздел 2. Туристско-рекреационные ресурсы Нижегородской области и их оценка

2.1. Анализ обеспеченности ландшафтных районов Нижегородской области природными условиями и объектами природного наследия для развития туризма и рекреации.

Подходы к оценке туристско-рекреационного ресурсного потенциала территории. Логика интегрального подхода к оценке ресурсного потенциала территории при проведении ландшафтно-рекреационного анализа. Причины проведения комплексной туристско-рекреационной оценки ландшафтных районов Нижегородской области. Характеристики обеспеченности ландшафтных районов Нижегородской области природными ресурсами для развития туризма и рекреации: географическое положение; морфолитогенная основа ландшафта; климат; гидрографическая сеть; биологические ресурсы территории для развития туризма и рекреации; эстетичность признаков пейзажей ландшафта; геоэкологические ограничения для развития туризма и рекреации. Интегральный показатель обеспеченности ландшафтных районов Нижегородской области объектами природного наследия.

2.2. Анализ обеспеченности ландшафтных районов Нижегородской области объектами историко-культурного наследия.

Наиболее значимые этнокультурные компоненты историко-культурного наследия с точки зрения анализа туристско-рекреационных ресурсов территории: этническое многообразие; языковая общность;

конфессиональное многообразие; материальные элементы историкокультурного наследия (памятники архитектуры, археологии, истории);

народные промыслы. Интегральный показатель обеспеченности ландшафтных районов Нижегородской области объектами историкокультурного наследия.

2.3. Анализ представленности и степени развития туристской инфраструктуры в Нижегородской области.

Туристская инфраструктура: сущность, особенности. Обеспеченность ландшафтных районов Нижегородской области элементами туристской инфраструктуры.

2.4. Интегральный показатель туристско-рекреационной ценности ландшафтов Нижегородской области и рекомендации по оптимизации туристско-рекреационного природопользования в Нижегородской области.

Интегральный показатель туристско-рекреационной ценности ландшафтов Нижегородской области по их рангу в системе частных оценок.

Анализ результатов интегральной оценки. Закономерность распределения и сочетания туристско-рекреационных ресурсов различного типа по территории Нижегородской области.

Раздел 3. Территориальная туристско-рекреационная система Нижегородской области

3.1. Туристско-рекреационное районирование: подходы и особенности.

Обзор истории развития учения о территориальных рекреационных системах в СССР и России. Подходы к туристско-рекреационному районированию территории. Циклы развития туристского региона.

3.2. Основные подсистемы туристско-рекреационной системы Нижегородской области.

Обзор схемы туристско-рекреационной системы под редакцией Е.Ю. Колбовского: структурные элементы и их функции. Ареалы, ядра, оси и локусы туристско-рекреационной системы Нижегородской области.

Раздел 4. Характеристика центров районов туристскорекреационной системы Нижегородской области

4.1. Центры познавательного туризма.

Познавательный туризм: сущность, специфика. Познавательный туризм в Нижегородской области на современном этапе: ресурсы и пространственная организация.

4.2. Центры религиозного туризма.

Религиозный туризм: сущность, специфика. Религиозный туризм в Нижегородской области на современном этапе: ресурсы и пространственная организация.

4.3. Центры экологического туризма.

Экологический туризм: сущность, специфика. Экологический туризм в Нижегородской области на современном этапе: ресурсы и пространственная организация.

Раздел 5. Туристско-рекреационное природопользование в Нижегородской области

5.1. Охрана природы и туризм в Нижегородской области.

Система особо охраняемых природных территорий Нижегородской области: качественные и количественные характеристики, пространственная организация. Анализ целесообразности размещения элементов экологического каркаса Нижегородской области. Принципиальная возможность и перспективы включения особо охраняемых природных территорий Нижегородской области в туристско-рекреационную деятельность.

5.2. Предельно допустимые рекреационные нагрузки на ландшафты Нижегородской области.

Понятие о допустимых рекреационных нагрузках. Индивидуальность ландшафтов как основа определения допустимых рекреационных нагрузок.

Методы определения рекреационных нагрузок на ландшафт. Методы организации и перераспределения туристского потока.

5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

6. Образовательные технологии При изучении дисциплины «Рекреационная география и туризм Нижегородской области» рекомендуется применение развивающих технологий, проектных технологий, интерактивных методов обучения.

Темы занятий в активной и интерактивной формах

1. Ранние этапы освоения территории Нижегородской области – 5 часов.

2. Становление ландшафтов Нижегородской области в русском Средневековье

3. Ландшафты Нижегородской области в XVI-XVII вв. – 1 час.

Читайте также:  Дома с ландшафтом внутри

4. Становление современных ландшафтов Нижегородской области – 1 час.

5. Современная ландшафтная дифференциация территории Нижегородской области – 2 часа.

6. Анализ обеспеченности ландшафтных районов Нижегородской области природными условиями и объектами природного наследия для развития туризма и рекреации – 6 часов.

7. Анализ обеспеченности ландшафтных районов Нижегородской области объектами историко-культурного наследия – 4 часа.

8. Анализ представленности и степени развития туристской инфраструктуры в Нижегородской области – 1 час.

9. Интегральный показатель туристско-рекреационной ценности ландшафтов Нижегородской области и рекомендации по оптимизации туристскорекреационного природопользования в Нижегородской области – 1 час.

10. Основные подсистемы туристско-рекреационной системы Нижегородской области – 4 часа.

11. Центры познавательного туризма – 6 часов.

12. Центры религиозного туризма – 4 часа.

13. Центры экологического туризма – 4 часа.

14. Охрана природы и туризм в Нижегородской области – 4 часа.

15. Предельно допустимые рекреационные нагрузки на ландшафты Нижегородской области – 8 часов.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:

1. Географический атлас Нижегородской области. Изд. 3, перераб. и доп.

/ Камерилова Г.С., Наумов С.В., Побединский Г.Г. и др. – Н. Новгород:

Верхневолжское АГП, 2005. – 52 с., 35 цв. карт.

2. Колбовский, Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: учеб.

пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Колбовский. – М.:

Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с.

3. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма: Учебник. – М.:

КноРус, 2008. – 352 с.

7.2. Дополнительная литература:

1. Асташин, А.Е. Туристско-рекреационная оценка ландшафтов региона (на примере Воротынского района Нижегородской области):

монография / А.Е. Асташин. – Гамбург: издательство LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 208 с.

2. Асташин А.Е., Рыжов Е.В. Сравнительный анализ подходов к природному районированию территории Нижегородской области / А.Е. Асташин, Е.В. Рыжов // Эколого-географические проблемы регионов России: материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной столетию ПГСГА, 15 января 2011 г. – Самара:

ПГСГА, 2011. – С. 4-9.

3. Асташин, А.Е., Февралёва, Н.И. Методика осуществления оценки туристско-рекреационной ценности ландшафтов региона (на примере Нижегородской области) / А.Е. Асташин, Н.И. Февралёва // Туризм и региональное развитие: сб. научн. ст. Вып. 6. – Смоленск: Универсум, 2011. – С. 335-342.

4. Баканина, Ф.М. и др. Ландшафтное районирование Нижегородской области как основа рационального природопользования / Ф.М. Баканина, А.В. Пожаров, А.А. Юртаев // Великие реки 2003: Генеральные доклады, тезисы докладов Международного конгресса. – Н. Новгород: ЮНЕСКО, 2003. – С. 288-290.

5. Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. – Н. Новгород, 2008. – 560 с.

6. География Нижегородской области: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991. – 207 с.

7. Глебова, О.В., Асташин, А.Е., Пияшова, С.Н. Система особо охраняемых природных территорий Нижегородской области: современное состояние, проблемы и перспективы развития / О.В.Глебова, А.Е. Асташин,

С.Н. Пияшова // Ресурсно-экологические проблемы Волжского бассейна:

доклады Междунар. науч.-практ. конф.; Владимир, 20-22 окт. 2011 г. / под ред. И.А. Карловича. – Владимир: ВлГУ, 2011. – С. 47-50.

8. Исаченко, А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование / А.Г. Исаченко. – М., 1991.

9. Колбовский, Е.Ю. Ландшафтоведение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Ю. Колбовский. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.

10. Рекреационная география: Учебно-методический комплекс /Под ред.

А.С. Кускова, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. – М.: МПСИ, 2005. – 496 с.

7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории, компьютерного класса, оборудованного рабочими местами для выполнения учебных работ с использованием стандартных пакетов программ и пакетов математической обработки статистических баз данных.

Оборудование учебного кабинета: коллекции атласов и карт географической, экологической и туристской тематики мира, России, Приволжского федерального округа, Нижегородской области;

статистические сборники Госкомстата России, Областного комитета статистики Нижегородской области, Комитета по охране окружающей среды Приволжского федерального округа.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе текущего контроля на практических занятиях, проведении рубежного тестового контроля, устного экзамена по окончании изучения дисциплины.

Формируемые компетенции и используемые оценочные средства Наимено- Показа- № разделов дисциплины, участвующих в вание тель формировании компетенций компе- оценки 1 2 3 4 5 тенций сформиро- ванности компетенции ПК-21 – умеет применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму; оценить роль рекреации и туризма в социально-экономическом развитии страны и региона; анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения в зависимости от региональной специфики; рекреационные и туристские ресурсы России и мира, их аттрактивность; виды рекреационной и туристской деятельности; особенности развития туристской инфраструктуры; своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме; механизмы организации рекреационно-туристской отрасли, основы ее эффективности.

Знает базовые Контроль- Творче- Творче- Творческое Творческое понятия и прин- ная ра- ское ское задание задание ципы рекреаци- бота задание задание онной географии;

определения основных терминов, использующихся в рекреационной географии; основные этапы становления ландшафтов и хозяйства Нижегородской области;

основные особенности природы, историкокультурного наследия и туристской инфраструктуры Нижегородской области; характеристики ландшафтов Нижегородской области;

структурные элементы туристско-рекреационной системы Нижегородской области и их характеристики;

умеет оценивать влияние ландшафтных условий на эволюцию и территориальную организацию хозяйства в целом и туристских ресурсов и инфраструктуры – в частности; выполнять сравнительную туристскорекреационную оценку геосистем различного уровня;

анализировать перспективы развития того или иного типа туризма на рассматриваемой территории исходя из специфики ландшафтно-хозяйственных условий;

определять структуру туристско-рекреационной системы региона; находить и систематизировать информацию по проблематике дисциплины в глобальной сети Интернет;

владеет методами и приёмами подготовки аналитического текста по заданной проблеме;

методами и приёмами подготовки компьютерной презентации любой темы в рамках учебной программы дисциплины; методами и приёмами рецензирования научных публикаций по вопросам географии туризма Нижегородской области; навыками публичного выступления по заданной проблемной теме дисциплины.

Контрольные вопросы к зачёту

1. Охарактеризуйте динамику ландшафтов Нижегородской области в пребореальном, бореальном, атлантическом, суббореальном и субатлантическом периодах голоцена.

2. Как смена условий в на протяжении голоцена отразилось на современной структуре ландшафтов?

3. Охарактеризуйте геоэкологические традиции марийцев, мордвы, чуваш и татар. Как их хозяйственная деятельность повлияла на облик современных ландшафтов Нижегородской области?

4. Охарактеризуйте изменение структуры и свойств ландшафтов Нижегородской области после заселения территории русскими.

5. Определите пространственную закономерность распределения ландшафтных районов Нижегородской области, характеризующихся максимальной и минимальной обеспеченностью природными ресурсами для развития туризма и рекреации. Определите причины выявленной закономерности.

6. Определите пространственную закономерность распределения ландшафтных районов Нижегородской области, характеризующихся максимальной и минимальной обеспеченностью объектами историкокультурного наследия для развития туризма и рекреации. Определите причины выявленной закономерности.

7. Определите пространственную закономерность распределения ландшафтных районов Нижегородской области, характеризующихся максимальной и минимальной обеспеченностью объектами туристской инфраструктуры для развития туризма и рекреации. Определите причины выявленной закономерности.

8. Определите пространственную закономерность распределения ландшафтных районов Нижегородской области, характеризующихся максимальной и минимальной обеспеченностью туристско-рекреационными ресурсами. Объясните причины выявленной закономерности.

9. Назовите и охарактеризуйте общегеографические принципы районирования, применяемые в туристском районировании.

10. Назовите и охарактеризуйте районообразующие признаки, применяемые в рекреационном районировании.

11. Что такое туристский район? Назовите характерные черты туристского района.

12. Назовите и охарактеризуйте этапы цикла развития туристского региона.

13. Назовите и обоснуйте унифицированные требования, предъявляемые к месту отдыха, а также непосредственным образом влияющие на развитие туризма, в международных туристских районах.

14. Охарактеризуйте таксоны пятичленной схемы туристскорекреационного районирования, использующейся в отечественной рекреационной географии.

15. Что такое туристско-рекреационный кластер? В чём состоит отличие концепции кластеров от классической схемы территориальных рекреационных систем?

16. Опишите структуру и дайте краткую характеристику элементов туристско-рекреационной системы Нижегородской области.

17. В чём заключаются особенности познавательного туризма? Какие ландшафтные районы являются наиболее привлекательными для развития познавательного туризма?

18. Назовите и кратко охарактеризуйте центры развития познавательного туризма в Нижегородской области.

19. В чём заключаются особенности религиозного туризма? Какие ландшафтные районы являются наиболее привлекательными для развития религиозного туризма?

20. Назовите и кратко охарактеризуйте центры развития познавательного туризма в Нижегородской области.

21. В чём заключаются особенности экологического туризма? Какие ландшафтные районы являются наиболее привлекательными для развития познавательного туризма?

22. Назовите и кратко охарактеризуйте центры развития экологического туризма в Нижегородской области.

23. Охарактеризуйте количественный и качественный состав особо охраняемых природных территорий Нижегородской области.

24. Проанализируйте пространственную организацию системы особо охраняемых природных территорий Нижегородской области.

25. Обозначьте границы и обоснуйте возможность включения особо охраняемых природных территорий Нижегородской области в туристскорекреационную деятельность.

26. Что такое предельно допустимые рекреационные нагрузки? В чём заключается проблема определения границ допустимых рекреационных нагрузок?

27. Какие методы определения рекреационных нагрузок на ландшафт Вам известны? В чём их достоинства и недостатки?

28. Какие ландшафтные районы Нижегородской области обладают наибольшей, а какие – наименьшей способностью к самовосстановлению в ходе рекреационного воздействия?

29. В каких случаях возникает необходимость перераспределения туристского потока?

30. Назовите методы организации и перераспределения туристского потока. Приведите примеры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверкиев, Д.С. История развития растительного покрова Горьковской области и ее ботанико-географическое деление / Д.С. Аверкиев // Уч. зап.

Гор. ун-та. – Горький, 1954. – Вып. XXV. – С. 119-136.

2. Агроклиматический справочник по Горьковской области. – Л.:

Гидрометеоиздат, 1959. – 142 с.

3. Агроэкология / Под ред. В.А. Черникова. – М.: Колос, 2000. – 536 с.

4. Александрова, А.Ю. География туризма: теоретические основания и пути развития / А.Ю. Александрова // География и туризм: Сб. науч. тр. / Перм. ун-т. – Пермь, 2005. – Вып. 1. – С. 3-16.

5. Александрова, Т.Д. Всесоюзные совещания по вопросам ландшафтоведения и их место в развитии научного направления /Т.Д.

Александрова //Известия АН. Сер. географ.- 2001.- № 1.- С. 100 – 107.

6. Александрова, Т.Д. Итоги и перспективы развития советского ландшафтоведения /Т.Д. Александрова //Известия АН. Сер. географ.- 2001.С. 100 – 107.

7. Алёхин, В.В. Объяснительная записка к геоботаническим картам (современной и восстановленной) б.Нижегородской губ. / В.В. Алехин. – Л., 1935.

8. Антипова, А.В. География России. Эколого-географический анализ территории: учебное пособие / А.В. Антипова. – М.: МНЭПУ, 2001. – С. 83.

9. Артамонов, И.Д. Лесное хозяйство Горьковской области / И.Д. Артамонов. – Горький, 1952. – 232 с.

Асташин, А.Е. Возможности развития экологического туризма в 10.

пределах староосвоенных территорий (на примере правобережной части Воротынского района Нижегородской области) / А.Е. Асташин // Проблемы биологии, экологии, географии, образования: история и современность.

Материалы второй международной научно-практической конференции (3-5 июня 2008). / под общ. ред. В.Н. Скворцова. — СПб.: ЛГУ имени А.С.

Пушкина, 2008. – С.332-333.

Асташин, А.Е. Карстовые пещеры Нижегородской области как 11.

сюжетные центры маршрутов приключенческого туризма / А.Е. Асташин // Проблемы физической географии Нижегородской области: научные и педагогические аспекты: Коллективная монография / Под ред.

Б.И. Фридмана, Н.Ф. Винокуровой. – Н.Новгород: Деловая Полиграфия, 2008. – С. 86 – 98.

Асташин, А.Е. Традиции экологического туризма в России и его 12.

возможности в сохранении природного и историко-культурного наследия региона (на примере Воротынского района Нижегородской области) / А.Е. Асташин Международная конференция «Особо охраняемые // природные территории», РГО, Санкт-Петербург, 15-16 декабря 2008. – С.

Асташин, А.Е. Методика организации и особенности экологотуристских маршрутов на территории Нижегородской области / А.Е.

Асташин, А.Л. Варёнов // Проблемы физической географии Нижегородской области: научные и педагогические аспекты: Коллективная монография / Под ред. Б.И. Фридмана, Н.Ф. Винокуровой. – Н.Новгород: Деловая Полиграфия, 2008. – С. 98-114.

Асташин, А.Е. Перспективы развития внутреннего туризма в 14.

сельскохозяйственных лесостепных районах Нижегородского Правобережья (на примере правобережной части Воротынского района) / А.Е. Асташин // Проблемы региональной экологии, № 5, 2008. – С. 169-173.

Асташин, А.Е. Ландшафтно-геоморфологический анализ как 15.

основа развития экологического туризма на локальной территории (на примере Воротынского Заволжья) / А.Е. Асташин, Б.И. Фридман // Геоморфология, № 2, 2009. – С. 19-24.

16. Асташин, А.Е. Туристско-рекреационная кадастровая оценка ландшафтов региона (на примере Воротынского района Нижегородской области): дисс. … канд. геогр. наук: 25.00.36 / Асташин Андрей Евгеньевич.

Асташин, А.Е. Марийские кереметища как сюжетный центр 17.

маршрутов познавательного туризма (на примере Воротынского района Нижегородской области) / А.Е. Асташин // Туризм – фактор устойчивого развития региона: сборник научных трудов. Вып. 1. – Н.Новгород: Борская типография, 2009. – с. 22-29.

Асташин, А.Е. Ландшафтно-рекреационный анализ региона (на 18.

примере Нижегородской области) / А.Е. Асташин, Н.И. Февралёва // Туризм, география и экология: Материалы IX Всероссийской научно-практической туристско-краеведческой конференции с международным участием (г.

Нижневартовск, 18-19 февраля 2010 г.) / Отв. Ред. С.Е. Коркин. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – С. 42-48.

Асташин, А.Е. Предварительные результаты ландшафтной 19.

дифференциации территории Городецкого района Нижегородской области / А.Е. Асташин, Д.А. Сыроегина // Актуальные проблемы современной географии: научные и образовательные аспекты: сборник научных статей. – Н. Новгород: Деловая полиграфия, 2010. – С. 104-110.

Асташин, А.Е., Сравнительный анализ подходов к природному 20.

районированию территории Нижегородской области / А.Е. Асташин,

Е.В. Рыжов // Эколого-географические проблемы регионов России:

материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной столетию ПГСГА, 15 января 2011 г. – Самара: ПГСГА, 2011. – С. 4-9.

Читайте также:  Как подготовить грядку осенью после огурцов

Асташин, А.Е. Ландшафтное районирование как основа 21.

проектирования туристско-рекреационного каркаса территории (на примере левобережной части Воротынского района Нижегородской области) // Актуальные проблемы естественных наук: материалы Междунар. заоч. науч.практ. конф. / отв. ред. А.В. Гулин; М-во обр. и науки РФ, ГОУ ВПО «Тамб.

гос. ун-т им. Г.Р. Державина». – Тамбов: Издательский дом ТГУ им.

Г.Р. Державина, 2011. – С. 80-85.

Асташин, А.Е. Ландшафтная структура территории Борского 22.

района Нижегородской области / А.Е. Асташин, Е.В. Рыжов // Географические науки и образование: материалы IV Всероссийской научнопрактической конференции (г. Астрахань, 25 марта 2011 г.) / сост. В.В.

Занозин, А.З. Карабаева, М.М, Иолин. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2011. – С. 91-94.

Асташин, А.Е. Туристско-рекреационная оценка ландшафтов 23.

региона (на примере Воротынского района Нижегородской области):

монография / А.Е. Асташин. – Гамбург: издательство LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 208 с.

Асташин, А.Е. Методика осуществления оценки туристскорекреационной ценности ландшафтов региона (на примере Нижегородской области) / А.Е. Асташин, Н.И.

Февралёва // Туризм и региональное развитие:

сб. научн. ст. Вып. 6. – Смоленск: Универсум, 2011. – С. 335-342.

25. Асташин, А.Е. Ландшафтная структура территории как базовый критерий туристско-рекреационного районирования / А.Е. Асташин, Н.И. Февралёва // Туризм – фактор устойчивого развития региона: сборник статей региональной научно-практической конференции. Вып. 2. / Нижегор.

гос. архитектур.-строит. ун-т / под ред. Н.Н. Гировка и др. – Н.Новгород:

ННГАСУ, 2011. – с. 21-30.

26. Асташин, А.Е. Анализ обеспеченности ландшафтных районов Нижегородской области природными условиями и объектами природного наследия для развития туризма и рекреации / А.Е. Асташин, Н.И. Февралёва // Эколого-географические проблемы регионов России: материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию кафедры географии и методики её преподавания ПГСГА. 16 января 2012 года. – Самара: ПГСГА, 2012. – с. 343Атлас «Нижегородская область» серии «Регионы России» / 27.

В.Е. Жуковский, Г.Г. Побединский, Е.А. Бредихин и др., Нижний Новгород, Верхневолжское АГП, 2004, — 240 с., 199 цв. карт.

Баканина, Ф.М. Ландшафтное районирование Нижегородской 28.

области как основа рационального природопользования / Ф.М. Баканина, А.В. Пожаров, А.А. Юртаев // Великие реки 2003: Генеральные доклады, тезисы докладов Международного конгресса. – Н. Новгород: ЮНЕСКО, 2003. – С. 288-290.

Баканина, Ф.М. Озёра Нижегородской области 29. / В.П. Воротников, Е.В. Лукина, Б.И. Фридман / Под ред. Ф.М. Баканиной. – Нижний Новгород: Издание ВООП, 2001. – 165 с.

Бакка, С.В. Современное состояние биоразнообразия 30.

Нижегородской области / С.В. Бакка, А.И. Бакка, Н.Ю. Киселева, А.А. Каюмов. – Н. Новгород: Международный Социально-экологический союз, Экоцентр «Дронт», 1999. – 66 с.

Бакка, С.В., Киселева Н.Ю. Особо охраняемые природные 31.

территории Нижегородской области. Аннотированный перечень. / С.В. Бакка, Н.Ю. Киселева. — Н.Новгород, 2008. – 560 с.

Баулина, В.В. Сады и парки Горьковской области / В.В. Баулина.

– Горький: ВВКИ, 1981.

Берг, Л.С. Ландшафтно-географические зоны СССР / Л.С. Берг. – 33.

Л.: Сельхозгиз, 1930. – 399 с.

Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. Издание 5-е.

– СПб.: «Издательский дом Герда», 2003. – 320 с.

Веденин, Ю.А. Проблемы формирования культурного ландшафта 35.

и его изучения / Ю.А. Веденин // Известия АН СССР. Сер. геогр. – 2001. – №1. – С. 3-17.

Величко, А.А. Природные предпосылки заселения первобытным 36.

человеком территории Северной Евразии в позднем плейстоцене /

А.А. Величко, Ю.Н. Грибченко, Е.И. Куренкова // Многоликая география:

Развитие идей Иннокентия Петровича Герасимова (к 100-летию со дня рождения). – М.: Т-во научных изданий КМК, 2005. – С. 101-113.

Винокурова, Н.Ф. Геоэкология / Н.Ф. Винокурова, Н.Н.

Копосова, В.М. Смирнова.- Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2002.- 197 с.

География Горьковской области: Учебное пособие. – Горький:

Волго-Вятское книжное издательство, 1978. – 176 с.

География населения и расселения: история и современность:

материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999. – 191 с.

География Нижегородской области: Учебное пособие. – Нижний 40.

Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991. – 207 с.

Глебова, О.В. Система особо охраняемых природных территорий 41.

Нижегородской области: современное состояние, проблемы и перспективы развития / О.В. Глебова, А.Е. Асташин, С.Н. Пияшова // Ресурсноэкологические проблемы Волжского бассейна: доклады Междунар. науч.практ. конф.; Владимир, 20-22 окт. 2011 г. / под ред. И.А. Карловича. – Владимир: ВлГУ, 2011. – С. 47-50.

Горецкий, Г.И. Формирование долины р. Волги в раннем и 42.

среднем антропогене / Г.И. Горецкий. – М.: Наука, 1966.

Гранин, В.Г. О рекреационном природопользовании / В.Г. Гранин 43.

// География и туризм: Сб. науч. тр. – Пермь: Перм. ун-т., 2006. – Вып. 3. – С.

Дмитриевский, Ю.Д. Туристские районы мира / 44.

Ю.Д. Дмитриевский. – М., 2000.

Добрынин, Б.Ф. Геоморфологический очерк Горьковского и 45.

Кировского краёв / Б.Ф. Добрынин. – Горький, 1935.

Докучаев, В.В. Сочинения / В.В. Докучаев. Т. VI. – М.-Л.: Изд-во 46.

АН СССР, 1951. – 595 с.

Дроздов, А.В. Основы экологического туризма: Учебное пособие 47.

/ А.В. Дроздов. – М.: Гардарики, 2005. – 271 с.

Дронин, Н.М. Эволюция ландшафтной концепции в русской и 48.

советской физической географии / Н.М. Дронин. – М., 1999.

Дьяконов, К.Н. Базовые концепции ландшафтоведения и их 49.

развитие / К.Н. Дьяконов // Вестник МГУ. Серия География. – 2005. – № 1. – С. 4-12.

Дьяконов, К.Н. Взаимодействие структурного, эволюционного и 50.

функционального направлений в ландшафтных исследованиях / К.Н. Дьяконов // Вестник МГУ. Серия География. – 2002. – № 1. – C. 13-21.

Егоренков, Л.И. Экология туризма и сервиса: Учеб. пособие / 51.

Л.И. Егоренков. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 208 с.

Жуков, А.Б. Леса Горьковской области / А.Б. Жуков, 52.

А.П. Шиманюк //Леса СССР. – М.,1966. – Т. 2. – С. 345-366.

Зорин, И.В. Туризм и отраслевые системы / И.В. Зорин, 53.

В.А. Квартальнов. — М., 2003.

Зорин, И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, 54.

В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 364 с.

Зыков, И.В. Климат в системе планирования / И.В. Зыков. – 55.

Горьковский край, 1935. № 11-12.

Игнатов, К.М. Неустойчивость рельефа Нижегородской губернии 56.

(образование оползней, оврагов, береговых наносов и пр.) / К.М. Игнатов. – М., 1914.

Игнатьев, В.И. Татарский ярус центральных и восточных 57.

областей Русской платформы / В.И. Игнатьев. – Казань: Изд-во Казанск. унта, 1962. Ч. 1. Стратиграфия. – 335 с.

Игнатьев, В.И. Татарский ярус центральных и восточных 58.

областей Русской платформы. Ч. 2-я. / В.И. Игнатьев. –Казань: Казанск. ун-т, 1963.

Ирисова, Т.А. География туристских центров / Т.А. Ирисова. М., 1998.

Исаченко, А.Г. География в современном мире / А.Г. Исаченко. – 60.

М.: Просвещение, 1998.

Исаченко, А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое 61.

«Документы, представляемые в комиссию по аттестации научного работника 1. СПИСОК ТРУДОВ за последние пять лет.2. ОТЗЫВ об исполнении научным работником должностных обязанностей. Кроме того, могут быть добавлены документы о научно-организационной и педагогической деятельности аттестуемого, ср. Извлечения из ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АТТЕСТАЦИИ, или эти сведения могут быть включены в отзыв. Аттестуемый научный работник вправе по собственной инициативе представить в аттестационную комиссию дополнительные. »

«РАЗДЕЛ IV «КНИГА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЕСТЬ ЛИ У НЕЁ БУДУЩЕЕ?» ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Неверович Галина Александровна, старший преподаватель факультета педагогики начального образования и социальной педагогики Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск Современная детская литература живо откликнулась на те перемены, которые сейчас переживает общество, и в произведения для детей быстро вошли реалии сегодняшнего. »

«Гаваза Т.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА МАТЕМАТИКИ НА ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Согласно действующему Государственному образовательному стандарту высшего образования математика входит в блок естественнонаучных и общих математических дисциплин, который с 1995 года является обязательным для всех специальностей, и основным назначением которого является формирование ключевых компетентностей специалиста. Однако изучение математики может способствовать также формированию. »

«Родители и занятия музыкой Барбара Метцгер/Михаэла Папенберг. Играй и учись. Методика для начинающих. Информация для родителей Перевод с немецкого: Александра Грот Предисловие авторов Отношения на всю жизнь или временное знакомство? Это никогда не известно при первой же встрече. Что верно для взаимотношений с людьми, верно и во взаимотношениях с музыкальным инструментом. Дорогие родители и воспитатели! Ваш ребёнок сейчас старается “подружиться” с новым для него музыкальным инструментом. Все. »

«Федеральное государственное научное учреждение «ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ» Российской академии образования СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В РОССИИ: НА ОСТРИЕ ВРЕМЕНИ Монография под общей редакцией М.П. Гурьяновой Москва УДК 37.013.42 ББК 74.6 С 56 Авторы монографии: А.И. Арнольдов, академик, доктор философских наук, профессор (часть 4); С.И. Григорьев, член-корр. РАО, доктор социологических наук, профессор (часть 6); М.П. Гурьянова, доктор педагогических наук, профессор (часть 1); Л.Г. Гуслякова. »

«С. А. Паничев 12. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под. ред. С. Я. Батышева. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – 512 с.13. Новиков А. М. Процесс и методы формирования трудовых умений: Профпедагогика. – М.: Высш. шк., 1986. – 288 с.14. Федоров В. А., Колегова Е. Д. Инновационные технологии в управлении качеством образования / Под ред. Г. М. Романцева. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. »

«АВТОРЫ НОМЕРА Андреев Александр Анатольевич асE-mail: olgajour@hotmail.com пирант кафедры географии естественно-геоЖурова Виктория Геннадьевна кандиграфического факультета Псковского государдат педагогических наук, доцент кафедры техственного университета. нологии продуктов питания Смоленского гуE-mail: a3pochta@mail.ru манитарного университета. Анисенкова Светлана Дмитриевна E-mail: victoria@shu.ru юрисконсульт Общества с ограниченной отКузнецова Светлана Николаевна старший ветственностью. »

«В 1960 году в Мозырском государственном педагогическом институте открыт факультет начальных классов (в 1964 году переименован в факультет педагогики и методики начального обучения, а в 2006 году – в факультет дошкольного и начального образования). На 1 курс дневной формы обучения было зачислено 125 студентов. В 1961 году был осуществлён набор на заочное отделение – первый по заочной форме обучения в институте. 1960 год – открыта специальность «Педагогика и методика начального обучения» (дневная. »

«УДК 94 (470): 571 АГРАРНЫЙ КРИЗИС В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЧЕРНОЗЕМНЫХ ГУБЕРНИЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ КАК ФАКТОР МИГРАЦИОННОЙ МОБИЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. Чуркин М.К. ФБГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», Омск, Россия (644099, г. Омск, наб. Тухачевского, 14), e-mail: proffchurkin@yandex.ru В работе выявлены основные экономико-демографические причины аграрного кризиса в России. Показано, что эпицентром аграрного кризиса во второй. »

«ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 212.295.01 НА БАЗЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК аттестационное дело № решение диссертационного совета от 30.06.2015 г. № 123 О присуждении Воденниковой Людмиле Анатольевне, гражданке Российской. »

«Том 7, №2 (март апрель 2015) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» publishing@naukovedenie.ru http://naukovedenie.ru Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http://naukovedenie.ru/ Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-2 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/156EVN215.pdf DOI: 10.15862/156EVN215 (http://dx.doi.org/10.15862/156EVN215) УДК 519.2:330 Ежкова Валентина Геннадьевна ГОУ ВО МО «Московский государственный областной гуманитарный институт» Россия, г. Орехово-Зуево1. »

«ISSN 2218-029X Брэсцкага ўніверсітэта Серыя 3 Галоўны рэдактар: А.М. Сендзер Намеснік галоўнага рэдактара: С.А. Марзан ФІЛАЛОГІЯ Міжнародны савет В.Р. Бязрогаў (Расія) Ф.Я. Васілюк (Расія) ПЕДАГОГІКА Марцін Грабэ (Германія) Андраш Золтан (Венгрыя) Ежы Нікітаровіч (Польшча) ПСІХАЛОГІЯ Фелікс Чыжэўскі (Польшча) П.М. Ямчук (Украіна) Рэдакцыйная калегія: У.А. Сенькавец НАВУКОВА-ТЭАРЭТЫЧНЫ ЧАСОПІС (адказны рэдактар) В.У. Будкевіч І.Я. Валітава В.І. Іўчанкаў Выходзіць два разы ў год Т.А. Кавальчук. »

«Новости Образования № 24 1. «Университетские субботы» в РГППУ В Российском государственном профессионально-педагогическом университете открылся новый сезон проекта «Университетские субботы»! «Университетские субботы РГППУ» это единственный в Екатеринбурге проект для школьников и студентов, участвуя в котором, они могут познакомиться с российскими и зарубежными знаменитостями из сфер культуры и бизнеса, образования и науки, спорта. На протяжении 2015-2016 учебного года участников проекта ожидают. »

«Вестник ПСТГУ Гальцова Евгения Сергеевна, IV: Педагогика. Психология соискатель кафедры педагогики и менеджмента 2014. Вып. 1 (32). С. 25–32 в образовании Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина e.galtsova@rsu.edu.ru ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Е. С. ГАЛЬЦОВА В статье анализируется состояние духовно-нравственного воспитания личности в современных условиях. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как педагогическая. »

«http://smk.nspu.ru/ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Положение о научно-образовательном центре ПСП НГПУ 2.8-22/01-2012 «Архетипическая и аддиктивная идентичность» УТВЕРЖДАЮ Ректор ФГБОУ ВПО «НГПУ» А.Д. Герасёв «_» 2012 г. ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ «АРХЕТИПИЧЕСКАЯ И АДДИКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» ПСП НГПУ 2.8-22/01-2012. »

2016 www.os.x-pdf.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник статьи: http://os.x-pdf.ru/20pedagogika/775889-5-ae-astashin-fevraleva-rekreacionnaya-geografiya-nizhegorodskoy-oblas.php

Оцените статью