Анализ_ягоды_варлама_шаламова

Анализ сборника В.Шаламова «Колымские рассказы»

Сборник «Колымские рассказы» — главное произведение писателя, которое он сочинял почти 20 лет. Эти рассказы оставляют крайне тяжелое впечатление ужаса от того, что так действительно выживали люди. Главные темы произведений: лагерный быт, ломка характера заключенных. Все они обреченно ждали неминуемой смерти, не питая надежд, не вступая в борьбу. Голод и его судорожное насыщение, измождение, мучительное умирание, медленное и почти столь же мучительное выздоровление, нравственное унижение и нравственная деградация — вот что находится постоянно в центре внимания писателя. Все герои несчастны, их судьбы безжалостно сломаны. Язык произведения прост, незатейлив, не украшен средствами выразительности, что создает ощущение правдивого рассказа обычного человека, одного из многих, кто переживал все это.

Анализ рассказов «Ночью» и «Сгущенное молоко»: проблемы в «Колымских рассказах»

Рассказ «Ночью» повествует нам о случае, который не сразу укладывается в голове: два заключенных, Багрецов и Глебов, раскапывают могилу, чтобы снять с трупа белье и продать. Морально-этические принципы стерлись, уступили место принципам выживания: герои продадут белье, купят немного хлеба или даже табака. Темы жизни на грани смерти, обреченности красной нитью проходят через произведение. Заключенные не дорожат жизнью, но зачем-то выживают, равнодушные ко всему. Проблема надломленности открывается перед читателем, сразу понятно, что после таких потрясений человек никогда не станет прежним.

Проблеме предательства и подлости посвящен рассказ «Сгущенное молоко». Инженеру-геологу Шестакову «повезло»: в лагере он избежал обязательных работ, попал в «контору», где получает неплохое питание и одежду. Заключенные завидовали не свободным, а таким как Шестаков, потому что лагерь сужал интересы до бытовых: «Только что-либо внешнее могло вывести нас из безразличия, отвести от медленно приближающейся смерти. Внешняя, а не внутренняя сила. Внутри все было выжжено, опустошено, нам было все равно, и дальше завтрашнего дня мы не строили планов». Шестаков решил собрать группу для побега и сдать начальству, получив какие-то привилегии. Этот план разгадал безымянный главный герой, знакомый инженеру. Герой требует за свое участие две банки молочных консервов, это для него предел мечтаний. И Шестаков приносит лакомство с «чудовищно синей наклейкой», это месть героя: он съел обе банки под взорами других заключенных, которые не ждали угощения, просто наблюдали за более удачливым человеком, а потом отказался следовать за Шестаковым. Последний все же уговорил других и хладнокровно сдал их. Зачем? Откуда это желание выслужиться и подставить тех, кому еще хуже? На этот вопрос В.Шаламов отвечает однозначно: лагерь растлевает и убивает все человеческое в душе.

Ход урока:
1. Слова учителя
— Дома вы познакомились с рассказами В.Шаламова. Читали ли вы ранее произведения этого автора?
Сегодня мы откроем для себя мир шаламовской прозы, мир жестокий и беспощадный и до предела правдивый. Чтобы понять мотивы написания таких произведений, необходимо познакомиться с краткой биографией автора.
2. Презентация, подготовленная учеником – биография В.Шаламова
3. Беседа
-Что потрясает в биографии писателя?
-Он сидел в лагерях на Колыме 20 лет, был политзаключенным. Следовательно, все, о чем он писал, было пережито и прочувствовано самим автором. «Колымские рассказы» — личный опыт.
-Что мы знаем о тех временах, лагерях?
4.Сообщение ученика о системе наказаний в лагерях.
-Итак, какие рассказы вы прочитали.
-«Одиночный замер», «Ягоды».
— Какая тема объединяет эти рассказы?
-Главная тема — существование человека в лагере.
-Где происходит действие?
-На севере. Колыма, самые суровые лагеря.
-Кто в центре повествования?
-Зеки (блатные, политзаключенные), надсмотрщики.
-Какой интонацией проникнуто повествование?
-Интонация бесстрастная, обыденная, без эмоций. Такая интонация придает рассказам ноту обреченности.
-Как правило, в любом прозаическом художественном произведении есть все типы речи: повествование, описание, рассуждение. Что есть в рассказах В.Шаламова? Докажите.
-Есть повествование и описание.
-Почему в рассказах В.Шаламова отсутствует рассуждение?
-Зек не может рассуждать. Он винтик, «никто», «лагерная пыль».
-В каких эпизодах встречается описание?
— Эти эпизоды связаны с описанием еды. Это сильная эмоция в условиях постоянного голода. Прослеживается явная параллель: еда = жизнь, человек = животное.
-Есть ли повествование?
-Да, это основа рассказов. Жизнь зека состоит из череды действий, направленных на сохранение и поддержание собственной жизни: изнуряющей, бессмысленной работы, борьбы с постоянным голодом и холодом, действий по добыванию еды.
-Какова проблематика рассказов?
1.Проблема противостояния человека и тоталитарной машины государства. 2.Проблема изменения (деформации) ценностных ориентиров человека в лагере.
3. Проблема цены человеческой жизни.
5.Анализ рассказа «Одиночный замер»
Жанр заявлен В Шаламовым в названии сборника — ”Колымские рассказы”
Что такое рассказ? Обратимся к словарю.
-Рассказ — малый эпический жанр, прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя.
-Какова классическая композиция рассказа?
-Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
-Соответствуют ли рассказы В. Шаламова классической форме?
-Нет. Вступление отсутствует, кульминация смещена к концу произведения.
Это намеренное отступление от литературных канонов. Шаламов был убежден, что литература умерла (та, которая “учит” — литература Достоевского, Толстого).
Повествование о последнем дне героя рассказа обыденно, без эмоций. Смерть Дугаева — это статистика.
-Почему в рассказе нет вступления и заключения?
-В. Шаламову необходимо показать суть, не отягощая её предысторией героя. В условиях лагеря совершенно неважно, кем был человек раньше. Шаламов пишет о человеке, который стоит у черты, разделяющей жизнь и смерть.
Окружающие безразличны к судьбе товарища. (Зачитать 1 абзац рассказа, проанализировать поведение напарника и бригадира)
-Что чувствует Дугаев в лагере?
-Основное чувство — голод. Именно он определяет ход мыслей героя (зачитать отрывок). Второе – безразличие (зачитать отрывок).
В лагере человек тупеет, превращается в животное. Дугаев не умеет красть (а это в лагере “главная северная добродетель”), поэтому быстро слабеет. Он старается выполнить норму (“Никто из товарищей не будет ворчать, что он не выполнить норму”). Когда Дугаев узнает, что выполнил только 25%, он удивляется, потому что “работа была так тяжела”. Он так устал, что даже “чувство голода давно покинуло его”.
-Найдите кульминацию рассказа и его развязку.
-Кульминация и развязка совмещены в последнем абзаце (зачитать). Когда Дугаев понял, зачем его ведут к высокому забору с колючей проволокой, он “пожалел, что напрасно проработал, напрасно промучился этот последний сегодняшний день”.
6.Анализ рассказа “Ягоды”
-Что объединяет рассказы “Одиночный размер” и “Ягоды”?
-В рассказе “Ягоды” Шаламов рисует лагерные будни, как и в “Одиночном замере”. Герой, от лица которого ведется повествование, как и Дугаев, цепляется за жизнь, хотя понимает, что его жизнь и жизнь товарищей ничего не стоит.
-Какие важные мысли автора “кочуют” из рассказа в рассказ?
— 1.В лагере каждый сам за себя.
2.Голод — мучительное острое ощущение, толкающие человека на риск и необдуманные поступки.
3.Все нравственные качества человека уступили место физиологическим потребностям — есть, спать, быть в тепле.
-Зачем Рыбаков, товарищ рассказчика, набирал ягоды в баночку?
-Если Рыбаков наберет полную банку, ему повар отряда охраны даст хлеба. Предприятие Рыбакова сразу становилась важным делом” Добыть еду — самое важное дело в лагере.
-Почему Рыбаков не просил о помощи в сборе ягод?
-Ему пришлось бы делиться хлебом, а “лагерная этика” не предполагает таких человеческих поступков. Следовательно, еще раз подтверждается мысль Шаламова, что в лагере каждый сам за себя.
-Какой эпизод интонационно и содержательно выделяется из общего повествования?
-Эпизод описания ягод. Это настоящая поэзия. Рассказчик с интонацией гурмана и знатока рисует ягоды. Ничто в жизни зека не вызывает столь сильных эмоций. Только еда.
-Проанализируйте эпизод, повествующий о смерти Рыбакова.
-Рыбакова застрелил конвоир Серошапка за то, что зек нарушил границы обозначенной зоны. Серошапка сделал это буднично, без сожаления. Конвоир знал, что Рыбаков не убежит, но убил зека с первого выстрела.Автор акцентирует внимание читателя на том, что Рыбаков убит первым выстрелом, который должен быть предупредительным. Второй был произведен формально – положено сделать два выстрела. Ни конвоир Серошапка , ни зеки не думали о соблюдении законности, потому что лагерь – территория беззакония, а «цена лагерной пыли – нуль»
Смерть товарища – заурядное событие. Нет ощущения потери, беды. Человек – ничто. Баночка с ягодами – ценность, так как ее можно выменять на хлеб.
7.
— Еще раз прочитайте слова В.Шаламова о цивилизации и культуре. Стало ли понятно после знакомства с рассказами, почему автор придерживается такой точки зрения? В ответе используйте опорные слова, записанные на доске в течение урока.
— В.Шаламов так считает, потому что лагерь доказал, что физические и духовные силы человека в столкновении с машиной тоталитарного государства ограниченны. Силы зла ломают и разрушают личность, потому что возможности человека конечны, а зло может быть беспредельным. Художник не побоялся показать страшное в человеке. Показав «расчеловечивание» мира, Шаламов оказался пророком: жестокость нарастает повсюду, при этом никогда не эстетизировал бесчеловечность. Он стремился, чтобы читатель увидел и оценил, что это такое в реальной жизни. Все дозволено — страшная реальность истории человечества, которой необходимо противостоять — к такому убеждению приводит читателя автор «Колымских рассказов»
Домашнее задание: отзыв на рассказ В.Шаламова «Сгущенное молоко»

Читайте также:  Гриб_кандида_чем_питается

Источник

В чём смысл заглавия рассказа Шаламова «Ягоды»?

Название рассказа В. Шаламова «Ягоды» выполняет несколько смысловых функций.

Рассказчик довольно подробно описывает ягоды, которые растут в лесу. Это зимние ягоды, которые совсем скоро сгниют и перестанут существовать. Не зря повествователь, описывая шиповник, бруснику, голубику, использует слова «леденел», «примороженные», «тронутая морозом», «перезревшая», «сизая», «сморщенные, как пустой кожаный кошелек». Данные описания не только указывают на ближайшую гибель ягод, но и создают настроение в произведении. Отчетливо звучит тема смерти.

Ягоды являются своеобразным двигателем сюжета. Рыбаков оказывается убитым из-за того, что он вышел в запретную зону, пытаясь собрать полную банку ягод. На первый взгляд, именно ягоды являются причиной гибели заключенного. Однако этого можно не произойти в двух случаях: когда рассказчик предложил вернуться назад, Рыбаков мог его послушать; если бы конвоир Серошапка совершил действительно предупредительный выстрел, который не убил бы Рыбакова. Но В. Шаламов демонстрирует реальность жизни заключенных, где смерть – это обыденное явление, которое все зеки ждут, так как они смирились с мыслью о гибели.

Ягоды в рассказе В. Шаламова можно рассматривать с нескольких позиций. Они являются единственным, что у заключенных осталось от прошлой жизни. Рассказчик раздавливает во рту ягоды, ощущая их сладковатый вкус. Эта картина становится отсылкой к прежней жизни вне заключения. Однако ягоды для Рыбакова имеют другое значение. С одной стороны, ягоды становятся символом спасения, ведь Рыбаков за них может получить хлеб, который был так необходим всем заключенным. С другой стороны, ягоды становятся символом разрушения человеческой личности, так как для Рыбакова ягоды не были предметом собственного наслаждения, он собирал их для другого человека и имел, можно сказать, материальные цели.

Читайте также:  Клюква_при_мочеполовых_инфекциях

Для Рыбакова ягоды стали гибелью. Они первоначально были запретным плодом, так как находились за пределами отведенной для работы заключенных области. Природа, олицетворенная ягодами, становится запретной для всех зеков. Однако ягоды настолько манили Рыбакова, желающего собрать полную банку ягод, что он самостоятельно идет на смерть. Здесь В. Шаламовым поднимается другая проблема: выбор заключенного между голодом и смертью. Если Рыбаков выйдет за пределы разрешенной зоны и соберет ягоды, он обрекает себя на гибель. Если Рыбаков возвращается в тюрьму с неполной банкой, он не получает хлеб и становится голодным. В. Шаламов показывает, что для заключенных смерть оказывается лучшим решением. Они становятся равнодушными к собственному существованию, потому что понимают, что в любой момент их могут лишить жизни.

Таким образом, название рассказа «Ягоды» несет в себе несколько смыслов: это и символ прежней жизни, и символ спасения, и символ разрушения, и символ запрета, и, главное, символ смерти. Ягоды становятся двигателем сюжета рассказа В. Шаламова, который способствует звучанию темы гибели.

Источник

Оцените статью