Урок 50. С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»
Большинству читателей Маршак известен как детский поэт, но в этих произведениях Маршак открывается нам с «другой» стороны – как великолепный мастер художественного пейзажа.
Подобно художнику, он с помощью выразительных средств запечатлевает яркие мгновения окружающей жизни, чтобы читатель мог увидеть, услышать и прочувствовать все радостное и красивое, что происходит в природе.
Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.
Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.
Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.
Стихотворение; литературный прием; звукопись; олицетворение; сравнение; эпитет; рифма.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 110-111.
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 73.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
- Б. Галанов. С.Я. Маршак. Жизнь и творчество. – М.: Детская литература, 1965. – 312 с.
На уроке мы узнаем об особенностях стихотворений С.Я. Маршака.
Научимся выразительно читать стихотворения «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».
Сможем находить в произведениях литературные приемы: звукопись, олицетворения, эпитеты, сравнения.
Основное содержание урока
Третьеклассники Аня и Володя отправляются в библиотеку – на праздник Самуила Яковлевича Маршака.
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть на нашем празднике. Его мы устраиваем ежегодно 3 ноября. 3 ноября 1887 года родился Самуил Яковлевич Маршак, замечательный поэт, драматург и переводчик, автор детских книг, известных в каждой семье в нашей стране. В 2017 году мы отмечали юбилей – 130 лет со дня рождения Маршака.
В.: На уроках литературе в школе мы изучаем стихи Маршака, и хотим узнать больше о его творчестве. В учебнике литературного чтения есть стихи поэта «Гроза днем» и «Голос в лесу». Они совсем не похожи на детские стихи Маршака, которые мы знаем с детства, такие, как «Кошкин дом», «Детки в клетке», «Рассеянный с улицы Бассейной», «Багаж», «Кот и лодыри», «Пожар», «Почта». Это какой-то другой Маршак…
Б.: Большинству читателей Маршак известен прежде всего, как детский поэт, веселый, озорной, любящий детей. Но в этих стихах Маршак – другой. Давайте разбираться – какой? Возможно, в ходе анализа мы откроем некоторые секреты поэзии.
Стихотворение «Гроза днем» впервые было опубликовано в сборнике «Избранные стихи» в 1949 году. Из его названия понятно, что оно о грозе. Давайте вслушаемся в его звуки, попытаемся представить картины грозы.
Чтение стихотворения библиотекарем.
А.: Я очень ярко представила себе эту картину летней грозы и даже услышала раскаты грома? Интересно, как это удалось автору?
Б.: В этом стихотворении поэт использует художественный прием, который называется звукопись, то есть он рисует картину звуками. Вслушайтесь в первые строки. Какие звуки здесь повторяются?
Здесь повторяются звуки [г] и [р] в сочетании с гласным [о] – «голубому», «проехал», «грохот», «грома». Даже сами слова «грохот» и «гром» похожи, в них ударение идет на гласную О, а начинаются они с сочетание «гр». Благодаря этому нам слышится, как будто гром грохочет в небе.
Б: А что происходит со звуками в следующих строках?
А.: Я услышала много согласных звуков [с], [тс] и [к] («весело», «быстро», «листьям», «цветникам», «скамейкам», «лейкам»), с их помощью легко представить, как отскакивают от различных предметов бойкие капли дождя.
Б.: Молодцы, ребята! Вы очень внимательные слушатели стихов. Благодаря этому вы открыли важный секрет поэзии: стихи – это прежде всего звучащая речь, и поэт особенно внимателен к звуковому строю стиха.
А теперь давайте разберемся, как написано стихотворение. В этом стихотворении строфы очень необычны, и к ним стоит приглядеться, чтобы разгадать их смысл.
В учебнике 10 строк стихотворения разбиты на 2 строфы по 5 строчек. Действительно, стихотворение состоит из двух строф, но в оригинале строки в них расположены неравномерно. Первая строфа представляет собой трехстишие. Вторая строфа – состоит из семи строчек.
Как вы думаете, случайно ли автор так расположил строки?
А.: Я думаю, что такие неравномерные строки не случайны. В первой, короткой, строфе изображен гром, его сильный, но короткий грохот.
В.: Аня здорово догадалась, и теперь и мне понятно! После трехстишия автор делает паузу, а затем поэт изображает, как начинается дождь – и он идет, идет, идет всё сильнее и сильнее – поэтому и строчек больше, их уже 5!
Б.: Вот вы и открыли еще один секрет поэзии – настоящий поэт вкладывает смысл даже в расположение и количество строк стиха, и с их помощью он помогает нам вообразить картину мира.
А на какие слова этого стихотворения вы обратили особое внимание?
А.: Я обратила внимание на олицетворение «проехал грохот грома». Этим глаголом передается движение грозы, она как живая. И еще мне понравился эпитет «по небу голубому». Значит, это летняя, недолгая гроза.
В.: А я обратил внимание на то, что несколько строк подряд открываются одним и тем же предлогом.
Этот прием называется повтором, и благодаря ему создается впечатление, будто барабанят капли, а дождь усиливается…
В.: А вот я всё не могу понять: у нас в учебнике последняя строка стихотворения «Стеклянный дождь стучит», а в вашем варианте «Пролетный дождь стучит». Разные эпитеты!
Б.: Давай разбираться! Самуил Яковлевич был очень требовательным по отношению к себе поэтом, в каждом издании в поисках более точного эпитета он менял слова в тексте стихотворения. Так в первой публикации дождь оказывается «незримым», затем «нежданным», и только потом становится «пролетным». Почему автор выбрал эпитет «пролетный»?
В.: Мне понятно – автор хотел подчеркнуть, что дождь быстрый, легкий – быстро начался и быстро закончится – он пролетел.
Б.: А какой образ помогает создать эпитет «стеклянный»?
А.: С его помощью больше внимания уделено образу дождевых капель, капельки стучат как будто по стеклу, они прозрачные, как стекло…
Б.: Вот мы открыли еще один важный секрет поэзии – для поэта важно каждое слово в стихотворении.
Б.: Что, друзья, продолжим путешествие по пейзажным стихам не привычного для нас Маршака? Второе стихотворение тоже о лете, о природе. Давайте послушаем его и представим образные картины.
Чтение стихотворения библиотекарем.
А.: Я очень ярко представила себе эту картину: лето, рассвет, детский лагерь в лесу… Я этим летом отдыхала в летнем лагере, поэтому все очень ясно себе представила.
В.: Я обратил внимание на кукушку, которая играет в прятки с героем. Когда услышишь голос кукушки, то нужно задать вопрос: Сколько лет осталось жить?
Б.: Да, поэтому автор пишет, что голос кукушки «звучит как вопрос и ответ». Перечитайте стихотворение – какие эпитеты использует автор.
А.: Поляна – росистая. Голос кукушки – стеклянный.
Б.: Почему автор описывает голос кукушки как стеклянный?
А.: Мне кажется, что ранним утром, на рассвете, голос кукушки кажется отрывистым, как острый удар по какой-то твердой поверхности, кажется, что кукушка словно бы стучит по стеклу.
Б.: Сравните эти 2 стихотворения Маршака. Что их объединяет?
А.: Оба стихотворения о природе, а также об одном времени года – о лете. Оба стихотворения наполнены радостным настроением.
В.: Автор использует разные приемы: звукопись, эпитеты, олицетворения.
Б.: Молодцы! А чем различаются эти стихотворения Маршака?
А.: Описываются разное время суток: в 1 стихотворении описывается летний день, а во 2 – летний рассвет. И еще разное место действия – в 1 стихотворении описывается дача, а во 2 – лес.
В.: Описываются разные явления природы: в 1 стихотворении описывается гроза, дождь, а во 2 – росистая поляна. В 1 стихотворении нет животных, а во 2 – описывается кукушка.
Б.: Вы очень внимательные читатели! Так что же нового вы узнали о стихах С.Я. Маршака?
А.: Эти стихотворения С.Я. Маршака отличаются от знакомых нам детских стихов поэта, таких как «Кошкин дом» или «Пожар».
В.: В этих стихах автор описывает природу, лес, дачу, грозу, кукушку.
Б.: Да, в этих произведениях Маршак открывается нам с «другой» стороны, он предстает как великолепный мастер художественного пейзажа. Подобно художнику, он с помощью литературных приемов запечатлевает яркие мгновения окружающей жизни, чтобы читатель мог увидеть, услышать и прочувствовать все радостное и красивое, что происходит в природе.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Образуйте пары из строк стихотворения Самуил Яковлевич Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».
Правильный ответ: Над росистой поляной, в рассветном тумане, голос стеклянный, грохот грома, по небу голубому.
Разбор типового контрольного задания
Дополните текст стихотворения.
Текст вопроса: Вставьте пропущенные слова в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака.
В лесу над ______________ поляной
Кукушка встречает _____________.
В ____________ ее голос _________
Звучит, как ____________ и ответ.
Слова для вставки: рассвет, росистой, вопрос, стеклянный, тиши.
А миг спустя мы ____________,
По всем железным _______________,
По цветникам, __________________,
По ведрам и по __________________
Слова для вставки: лейкам, крышам, слышим, стеклянный, скамейкам.
В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши ее голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ.
А миг спустя мы слышим,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Стеклянный дождь стучит.
Источник
Как сделать анализ стиха «В лесу над росистой поляной» Маршака?
Стихотворение Маршака «Голос в лесу» или «В лесу над росистой поляной» анализ:
тема, идея, от чьего имени, средства выразительности, впечатление и т.д.
Само стихотворение, его текст приведен ниже:
В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши ее голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ.
И память о летнем рассвете
Я в город с собой унесу.
Пускай мне зимою о лете
Напомнит кукушка в лесу.
Припомню я лагерь, палатки
На самой опушке лесной
И птицу, игравшую в прятки
В рассветном тумане со мной.
Тема: впечатления мальчика-городского жителя после того, как он побывал летом в лесу.
Идея: поделиться своими эмоциями от общения с природой, научить других видеть и ценить красоту окружающего мира.
Лирический герой — сам автор в детстве, тонко чувствующий, талантливый мальчик с открытой всему прекрасному душой. От его имени и написано стихотворение.
Средства художественной выразительности: ассонанс, аллитерация, эпитеты, персонификация, метафора, антонимы, сравнение, тавтология.
Самые удачные образы: голос стеклянный; птица, игравшая в прятки.
Перекрёстное рифмование, рифма — женская и мужская, амфибрахий.
Настроение: светлая ностальгия, умиротворённость, радостные чувства от заочного общения с добрым и талантливым человеком.
Вывод: автор, мастерски владея словом и правилами ритмомелодики, сумел в совершенную стихотворную форму вместить свои воспоминания и близкие и понятные каждому ребёнку чувства.
Впечатление: симпатичное, талантливое, доброе произведение.
Источник