Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке на тему»Живи по совести. В.Н. Крупин «Сушёная малина» (3 класс)
Цель урока: познакомить с писателем , учить находить в тексте нужную информацию; показать значение развития речи для развития личности.
Личностные: проявлять чуткость друг к другу, доброжелательность и отзывчивость.
Метапредметные: определять тему и главную мысль произведения; осмысление понятий “совесть”, развитие чувства глубокого уважения развитие коммуникативных навыков, образного мышления, умения находить нужную информацию в тексте, уметь анализировать.
Предметные: познакомить учащихся с рассказом, развивать устную речь, воображение, фантазию, творческие способности, учить анализировать текст, выражать свое мнение, чувство через разные виды работ.
Планируемые результаты : учащиеся научатся использовать различные способы поиска, сбора, обработки информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути ее достижения; самостоятельно формулировать познавательные цели, выделять существенные признаки предметов и явлений; давать нравственно-этическую оценку содержанию произведения, обеспечивающую личностный моральный выбор.
Оборудование: листы с текстами произведения, рабочие листы, презентация о В.Н.Крупине
Литературное чтение на родном русском языке:3-й класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О. М. Александрова, М.И.Кузнецова, В.Ю. Романова и др. – Москва: Просвещение, 2021.
Богданова Екатерина Сергеевна Рабочий лист
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Организационный момент.
Чтение без размышления –
Ι I . Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
— Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? ( «Живи по совести»)
— Что такое совесть? (Э то внутренний голос человека, который предостерегает его от дурных поступков)
– С каким произведением мы познакомились? («Гришина милостыня» П.Засодимского)
— Почему это произведение авторы поместили в раздел «Живи по совести»? (Гриша совершил плохой поступок и очень переживал, пытался всё исправить)
— Какое задание выполняли дома? (Составляли композицию рассказа)
— Расскажите, что у вас получилось?
Композиция рассказа П. Засодимского «Гришина совесть».
Вступление. Всё утро Гриша был весел и играл во дворе.
Завязка. Встреча Гриши с девочкой-нищенкой.
Развитие действия. Гриша дал нищенке камень вместо хлеба.
Кульминация. Что за чудо! Что случилось? (Грише стало грустно).
Развязка. С тех пор Гриша никогда не подавал нищим камень вместо хлеба.
— Чему научил Гришу этот случай? (Шутка не должна приносить боль тем, кто рядом с нами или незнакомым людям.)
— Удалось ли ему успокоить свою совесть? (Нет, он постоянно ждал встречи с девочкой, чтобы всё исправить.)
— О чём вас заставил задуматься рассказ? ( Нужно помогать тем, кто оказался в трудной ситуации. Быть добрыми, заботиться о тех, кто рядом с нами).
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
III. Самоопределение к деятельности
— Давайте порассуждаем, что нужно для душевного спокойствия – научиться прислушиваться к своей совести или, наоборот, заглушить её голос?
— На этот вопрос искал ответ и герой произведения, с которым мы сегодня познакомимся.
— Предположите, о чём сегодня мы будем читать? (см. приложение)
( Про малину, мальчика, который что-то плохое сделал, ему стыдно, он раскаялся)
— Рассмотрите фотографию автора. Он вам знаком? (Нет)
— Какие цели поставим перед собой? (Познакомиться с автором и его произведением, поговорим о душевном спокойствии, уточним значения слов стыд, совесть, исповедь, раскаяние)
Рассказ учителя о Владимире Николаевиче Крупине.
IY . Развитие умений.
Источник