- Олимпиадное задание по литературе для 7 класса олимпиадные задания по литературе (7 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Прочитайте стихотворение всеволода рождественского «веранда». каким видит поэт мир вокруг себя? оформите свои впечатления и наблюдения в виде краткого разбора этого стихотворения с элементами анализа. при работе можете опираться на следующие вопросы. а) как вы представляете себе ситуацию, в которой находится лирический герой стихотворения? каким он видит мир вокруг себя? как создается образ мира и героя в произведении? б) составьте список слов, обозначающих в стихотворении подробности видимого мира; какие из них сохраняют основное предметное значение, а какие становятся знаками переживаний лирического героя? в) проанализируйте звуковую организацию стихотворения: выделите звуковые повторы, соотнесите значение отмеченных этими повторами слов. г) какие фрагменты текста показались вам особенно выразительными с точки зрения ритмики? всеволод рождественский веранда просторная веранда. луг покатый. гамак в саду. шиповник. бузина. расчерченный на ромбы и квадраты, мир разноцветный виден из окна. вот посмотри — неповторимо новы обычные явленья естества: синеет сад, деревья все лиловы, лазурная шевелится трава. смени квадрат — всё станет ярко-красным: жасмин, калитка, лужи от как этим превращениям всевластным не верить, гамму красок проходя? позеленели и пруда затоныи выцветшие ставни чердака. над кленами всё так же неуклонно зелёные проходят облака. красиво? да. но на одно мгновенье. здесь постоянству места не дано. да и к чему все эти превращенья? мир прост и честен. распахни окно! пусть хлынут к нам и свет, и щебет птичий, пусть мир порвет иллюзий невода в своем непререкаемом обличьи такой, как есть, каким он был всегда!
- Ответы
- Прочитайте стихотворение всеволода рождественского «веранда». каким видит поэт мир вокруг себя? оформите свои впечатления и наблюдения в виде краткого разбора этого стихотворения с элементами анализа. при работе можете опираться на следующие вопросы. а) как вы представляете себе ситуацию, в которой находится лирический герой стихотворения? каким он видит мир вокруг себя? как создается образ мира и героя в произведении? б) составьте список слов, обозначающих в стихотворении подробности видимого мира; какие из них сохраняют основное предметное значение, а какие становятся знаками переживаний лирического героя? в) проанализируйте звуковую организацию стихотворения: выделите звуковые повторы, соотнесите значение отмеченных этими повторами слов. г) какие фрагменты текста показались вам особенно выразительными с точки зрения ритмики? всеволод рождественский веранда просторная веранда. луг покатый. гамак в саду. шиповник. бузина. расчерченный на ромбы и квадраты, мир разноцветный виден из окна. вот посмотри — неповторимо новы обычные явленья естества: синеет сад, деревья все лиловы, лазурная шевелится трава. смени квадрат — всё станет ярко-красным: жасмин, калитка, лужи от как этим превращениям всевластным не верить, гамму красок проходя? позеленели и пруда затоныи выцветшие ставни чердака. над кленами всё так же неуклонно зелёные проходят облака. красиво? да. но на одно мгновенье. здесь постоянству места не дано. да и к чему все эти превращенья? мир прост и честен. распахни окно! пусть хлынут к нам и свет, и щебет птичий, пусть мир порвет иллюзий невода в своем непререкаемом обличьи такой, как есть, каким он был всегда!
- Ответы
- Свидетель неповторимых лет Всеволод Рождественский
- 10 апреля 1895 года родился поэт Всеволод Рождественский
Олимпиадное задание по литературе для 7 класса
олимпиадные задания по литературе (7 класс) на тему
Анализ поэтического текста по вопросам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiadnoe_zadanie_po_literature_7_klass.docx | 14.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Прочитайте стихотворение Всеволода Рождественского «Веранда». Каким видит поэт мир вокруг себя? Оформите свои впечатления и наблюдения в виде краткого разбора этого стихотворения с элементами литературоведческого анализа. При работе можете опираться на следующие вопросы.
а) Как вы представляете себе ситуацию, в которой находится лирический герой стихотворения? Каким он видит мир вокруг себя? Как создается образ мира и героя в произведении?
б) Составьте список слов, обозначающих в стихотворении подробности видимого мира; какие из них сохраняют основное предметное значение, а какие становятся знаками переживаний лирического героя?
в) Проанализируйте звуковую организацию стихотворения: выделите звуковые повторы, соотнесите значение отмеченных этими повторами слов.
г) Какие фрагменты текста показались вам особенно выразительными с точки зрения ритмики?
Просторная веранда. Луг покатый.
Гамак в саду. Шиповник. Бузина.
Расчерченный на ромбы и квадраты,
Мир разноцветный виден из окна.
Вот посмотри — неповторимо новы
Обычные явленья естества:
Синеет сад, деревья все лиловы,
Лазурная шевелится трава.
Смени квадрат — всё станет ярко-красным:
Жасмин, калитка, лужи от дождя.
Как этим превращениям всевластным
Не верить, гамму красок проходя?
Позеленели и пруда затоны
И выцветшие ставни чердака.
Над кленами всё так же неуклонно
Зелёные проходят облака.
Красиво? Да. Но на одно мгновенье.
Здесь постоянству места не дано.
Да и к чему все эти превращенья?
Мир прост и честен. Распахни окно!
Пусть хлынут к нам и свет, и щебет птичий,
Пусть мир порвет иллюзий невода
В своем непререкаемом обличьи
Такой, как есть, каким он был всегда!
Стихотворение Всеволода Рождественского называется «Веранда». Лирический герой стихотворения находится на просторной веранде и из окна наблюдает за теми предметами( луг,гамак в саду, шиповник , бузина), которые он видит. Вид из окна настолько удивил его, что простые обыденные слова у поэта от строки к строке перерастают в нечто большее -в огромный простой и честный разноцветный мир. В этом изображении передаётся и чувство восхищения красотой мира и мысль о его вечности. Начало стихотворения динамично. Передаётся динамика в первых 2 строках с помощью пяти назывных предложений. (Просторная веранда. Луг покатый. Гамак в саду. Шиповник. Бузина.)При помощи эпитета «лазурная трава», метафоры «Пусть мир порвет иллюзий невода» , олицетворения «проходят облака», анафоры (Пусть-пусть) подчёркивается величие красоты мира.
Рассмотрим фонетическую организацию звука в произведении. Аллитерация звуков р, л ,г, к помогает выделить главное и понять глубже мысль поэта об открытии в повседневном красоты мира. Ритмичное звучание стиху придаёт и женская рифма. Произведение написано ямбом. Наиболее выразительной является последняя строфа, которая состоит из 8 строк. Начинается она с вопроса -ответа. Заканчивается стихотворение жизнеутверждающим призывом:
Пусть хлынут к нам и свет, и щебет птичий,
Пусть мир порвет иллюзий невода
В своем непререкаемом обличьи
Такой, как есть, каким он был всегда!
Так поэт мгновенно смог перенести нас от увиденной картины к тому, что для человека важнее всего понять, что такое мир и каким он должен быть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде.
Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса.
Олимпиадные задания по литературе 8 класс с ответами.
Олимпиадные задания по литературе 8 класс с ответами.
даны вопросы на знание текстов произведений, фактов из биографий писателей, по теории литературы.
Олимпиадные задания по литературе для подготовки учащихся 11 класса.
Олимпиадные задания по литературе 11 класс с ответами.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/11/17/olimpiadnoe-zadanie-po-literature-dlya-7-klassa
Прочитайте стихотворение всеволода рождественского «веранда». каким видит поэт мир вокруг себя? оформите свои впечатления и наблюдения в виде краткого разбора этого стихотворения с элементами анализа. при работе можете опираться на следующие вопросы.
а) как вы представляете себе ситуацию, в которой находится лирический герой стихотворения? каким он видит мир вокруг себя? как создается образ мира и героя в произведении?
б) составьте список слов, обозначающих в стихотворении подробности видимого мира; какие из них сохраняют основное предметное значение, а какие становятся знаками переживаний лирического героя?
в) проанализируйте звуковую организацию стихотворения: выделите звуковые повторы, соотнесите значение отмеченных этими повторами слов.
г) какие фрагменты текста показались вам особенно выразительными с точки зрения ритмики?
всеволод рождественский веранда
просторная веранда. луг покатый.
гамак в саду. шиповник. бузина.
расчерченный на ромбы и квадраты,
мир разноцветный виден из окна.
вот посмотри — неповторимо новы
обычные явленья естества:
синеет сад, деревья все лиловы,
лазурная шевелится трава.
смени квадрат — всё станет ярко-красным:
жасмин, калитка, лужи от
как этим превращениям всевластным
не верить, гамму красок проходя?
позеленели и пруда затоныи выцветшие ставни чердака.
над кленами всё так же неуклонно
зелёные проходят облака.
красиво? да. но на одно мгновенье.
здесь постоянству места не дано.
да и к чему все эти превращенья?
мир прост и честен. распахни окно!
пусть хлынут к нам и свет, и щебет птичий,
пусть мир порвет иллюзий невода
в своем непререкаемом обличьи
такой, как есть, каким он был всегда!
Ответы
одна из лучших новелл грина.
«крысолов замыкает цепь величайших поэтических произведений о старом петербурге-петрограде, колдовском городе пушкина, гоголя, достоевского, » (вера панова)
реалистическое описание «революционного» полупустого петрограда органично переходит в мифическую битву крысолова и освободителя (гигантской заморской крысы). главный герой сталкивается с такой способностью крыс, которые чуть было не заманили его в смертельную ловушку, являясь ему то в образе маленького мальчика, то любимой девушки. когда он, наконец, попадает к крысолову, тот зачитывает ему отрывок из средневековой книги эрт эртруса «кладовая крысиного короля»: «коварное и мрачное существо это владеет силами человеческого ума. оно также обладает тайнами подземелий, где прячется. в его власти изменять свой вид, являясь как человек, с руками и ногами, в одежде, имея лицо, глаза, подобные человеческим и даже не уступаюшие человеку, — как его полный, хотя и не настоящий образ. крысы могут также причинять неизлечимую болезнь, пользуясь для того средствами, доступными только им. им благоприятствуют мор, голод, война, наводнение и нашествие. тогда они собираются под знаком таинственных превращений, действуя, как люди, и ты будешь говорить с ними, не зная, кто это. они крадут и с пользой, удивительной для честного труженика, и обманывают блеском своих одежд и мягкостью речи. они убивают и жгут, мошенничают и подстерегают; окружают роскошью, едят и пьют довольно и имеют все в изобилии. золото и серебро есть их любимейшая добыча, а также драгоценные камни, которым отведены хранилища под землей.
— но довольно читать, — сказал крысолов, — и вы, конечно, догадываетесь, почему я перевел именно это место».
в этом эпизоде снегурочка, показала весь свой характер.когда она просила отпустить её она показала все свои чувства, характер.она показала, что она добра искренна, и жаждит любви.
Источник статьи: http://0tvet.com/literatura/question33180649
Прочитайте стихотворение всеволода рождественского «веранда». каким видит поэт мир вокруг себя? оформите свои впечатления и наблюдения в виде краткого разбора этого стихотворения с элементами анализа. при работе можете опираться на следующие вопросы.
а) как вы представляете себе ситуацию, в которой находится лирический герой стихотворения? каким он видит мир вокруг себя? как создается образ мира и героя в произведении?
б) составьте список слов, обозначающих в стихотворении подробности видимого мира; какие из них сохраняют основное предметное значение, а какие становятся знаками переживаний лирического героя?
в) проанализируйте звуковую организацию стихотворения: выделите звуковые повторы, соотнесите значение отмеченных этими повторами слов.
г) какие фрагменты текста показались вам особенно выразительными с точки зрения ритмики?
всеволод рождественский веранда
просторная веранда. луг покатый.
гамак в саду. шиповник. бузина.
расчерченный на ромбы и квадраты,
мир разноцветный виден из окна.
вот посмотри — неповторимо новы
обычные явленья естества:
синеет сад, деревья все лиловы,
лазурная шевелится трава.
смени квадрат — всё станет ярко-красным:
жасмин, калитка, лужи от
как этим превращениям всевластным
не верить, гамму красок проходя?
позеленели и пруда затоныи выцветшие ставни чердака.
над кленами всё так же неуклонно
зелёные проходят облака.
красиво? да. но на одно мгновенье.
здесь постоянству места не дано.
да и к чему все эти превращенья?
мир прост и честен. распахни окно!
пусть хлынут к нам и свет, и щебет птичий,
пусть мир порвет иллюзий невода
в своем непререкаемом обличьи
такой, как есть, каким он был всегда!
Ответы
одна из лучших новелл грина.
«крысолов замыкает цепь величайших поэтических произведений о старом петербурге-петрограде, колдовском городе пушкина, гоголя, достоевского, » (вера панова)
реалистическое описание «революционного» полупустого петрограда органично переходит в мифическую битву крысолова и освободителя (гигантской заморской крысы). главный герой сталкивается с такой способностью крыс, которые чуть было не заманили его в смертельную ловушку, являясь ему то в образе маленького мальчика, то любимой девушки. когда он, наконец, попадает к крысолову, тот зачитывает ему отрывок из средневековой книги эрт эртруса «кладовая крысиного короля»: «коварное и мрачное существо это владеет силами человеческого ума. оно также обладает тайнами подземелий, где прячется. в его власти изменять свой вид, являясь как человек, с руками и ногами, в одежде, имея лицо, глаза, подобные человеческим и даже не уступаюшие человеку, — как его полный, хотя и не настоящий образ. крысы могут также причинять неизлечимую болезнь, пользуясь для того средствами, доступными только им. им благоприятствуют мор, голод, война, наводнение и нашествие. тогда они собираются под знаком таинственных превращений, действуя, как люди, и ты будешь говорить с ними, не зная, кто это. они крадут и с пользой, удивительной для честного труженика, и обманывают блеском своих одежд и мягкостью речи. они убивают и жгут, мошенничают и подстерегают; окружают роскошью, едят и пьют довольно и имеют все в изобилии. золото и серебро есть их любимейшая добыча, а также драгоценные камни, которым отведены хранилища под землей.
— но довольно читать, — сказал крысолов, — и вы, конечно, догадываетесь, почему я перевел именно это место».
в этом эпизоде снегурочка, показала весь свой характер.когда она просила отпустить её она показала все свои чувства, характер.она показала, что она добра искренна, и жаждит любви.
Источник статьи: http://0tvet.com/literatura/question33180649
Свидетель неповторимых лет Всеволод Рождественский
10 апреля 1895 года родился поэт Всеволод Рождественский
И сам Всеволод Александрович , и его коллеги и соратники называли его «свидетелем неповторимых лет, наследником надежд, участником свершений» , «свидетелем века» . Так оно и было — его отец преподавал Закон Божий и был священником гимназической церкви в Царскосельской Николаевской гимназии, где директором был лучший из наставников — известный поэт Иннокентий Анненский и которую в 1906 году окончил одноклассник его брата эксцентричный «конкистадор» Николай Гумилев , с которым он скоро станет соратником по «цеху поэтов» в Петербурге и даже будет входить в число «младших» акмеистов. А скоро уже пробежит по людям и судьбам 1917 год, и Всеволод неожиданно весной 1918 года окажется добровольцем в Красной армии, будет принимать участие в защите Петрограда от Юденича, далее продолжит службу в учебно-опытном минном дивизионе в звании комвзвода, в 1919 году поступит на службу в Комиссариат земледелия и продолжит служить добровольцем в Красной армии, плавать на тральщике, вылавливавшем мины в Неве, Ладоге и Финском заливе. В 1920-х и вовсе состоял секретарем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов, в 1930-х путешествовал по стране в составе литературных бригад, посещавших с выступлениями крупнейшие стройки первой пятилетки. Сменились времена и эпохи, лишились родины и жизни многие из тех, с кем еще недавно разрабатывал «поэтику» и «экзотическую линию» акмеизма поэт, мечтавший о «гумилевских» путешественниках, пиратах, корсарах, санкюлотах и населявший ими свои недавние стихи, настали времена, вызывающих теперь ужас пятилеток, а поэт Всеволод Рождественский фантастически вписался во все повороты истории страны.
Родился Всеволод в Царском Селе в благополучной, любящей семье. В детстве были летние выезды семьи в село Ильинское Тихвинского уезда, где они владели небольшим домом, находившемся на опушке дремучего новгородского леса, великолепное домашнее, а потом и гимназическое образование сначала в Царскосельской гимназии, а потом в Петербургской классической гимназии, когда семья в 1907 году переехала в столицу. После окончания гимназии в 1914 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета , но началась Первая мировая война, и в 1915 году он призван в армию, зачислен в Запасной электротехнический батальон рядовым на правах вольноопределяющегося, а в январе 1917 года получил звание прапорщика инженерных войск. В конце 1924 года вернулся в университет, окончил его в 1926 году , при этом одновременно посещал Государственный институт истории искусств.
Как совместились в судьбе юноши Рождественского еще недавнее восторженное, по его воспоминаниям, «постижение латыни» , вначале «кропотливое и довольно нудное» , но уже в старших классах «мерное и плавное звучание античной фразы увлекало меня за собой, как неудержимый ток величественной реки» , и «обращение к теме строительства социализма» , прославление послереволюционных пятилеток в агитпоездах, — вопрос сложный. Так же как и, казалось бы, несовместимое — воспоминание о том, что «настолько увлекся римскими поэтами, что немало перевел историй из Овидиевых «Метаморфоз» и «Посланий», решительное «Пушкин и античность — две дороги моей юности. Им я не изменю до конца своих дней», и уже в 1918 году совместная работа в издательстве с «буревестником революции» Максимом Горьким, у которого в семье он «был частым посетителем».
Небольшая подсказка всего происходящего вокруг Всеволода Александровича, возможно, находится в судьбе и биографии его жены с 1927 года Ирины Павловны Стуккей, потомка дворянских родов и человека высокой культуры и тонкого вкуса, искусствоведа, сотрудника многих знаменитых музеев Петербурга. Всегда готовая прийти на помощь, что-то устроить, кого-то поддержать, супруга поэта до конца жизни притягивала к себе самых разных людей, утверждая, что полностью разделяет с мужем такое отношение к жизни и людям. Они принадлежали к тому поколению, которое с детства впитало чувство истории и мировой культуры и которому был дан дар просветительства. Это была плеяда старой ленинградской музейной и писательской интеллигенции, перенявшей от своих учителей любовь к своему делу и чувство товарищества. Многие из них испили полную чашу невзгод предвоенной поры, пережили трагедию войны и блокады, но при этом сохранили и стойкость, и душевную чистоту, и преданность друзьям. Может быть, этот уникальный и далеко не всем доступный рецепт и есть ключ к жизненной гармонии поэта, пригодный ко всем временам?
Сам поэт начиная с 1927 года каждую осень проводил в Коктебеле, в доме Максимилиана Волошина, еще в начале XX века ставшего пристанищем людей искусства и науки, в 1930-х годах много путешествовал по стране, ездил по республикам Средней Азии, впервые перевел на русский язык классиков казахской поэзии, выпустил несколько сборников стихотворений, а в 1936 году большой том избранных стихов.
В годы Великой Отечественной войны Всеволод Александрович был фронтовым корреспондентом, сотрудничал в армейских газетах, воевал на Ленинградском, Волховском, Карельском фронтах за освобождение родного города, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, награжден боевыми наградами.
В итоге оказалось, что поэт, литератор Всеволод Рождественский не пропустил ни одного события в жизни своей страны, был действующим лицом и неравнодушным участником всего, что выпало на долю ее народа. И при этом остался в памяти всех, кто с ним близко общался и знал его, как поэт «солнечный, радостный и удивительно разумный. Никакие шум, грохот и грозы новой эпохи не смогли поколебать его чисто пушкинское жизнелюбие, органичность, чувствование большого времени, рядом с которым все войны и революции — маленькие частности, подобные пыли на арфе Орфея. Многие искусствоведы уверены, что эту арфу, которую выронил Николай Гумилев, поднял именно Всеволод Рождественский» . Пусть биография его не отличается такими резкими поворотами, трагедиями и героикой, как гумилевская, но три четверти века писать щедрые на радость стихи в часто очень трудном и безвыходном мраке — это более чем подвиг, считают его поклонники, почитатели и близкие люди. И вспоминают, что последние годы, уже прикованный к «креслу на колесиках», он продолжал удивляться жизни и писал стихи до последнего дня. Его последнее недописанное стихотворение было о малыше, для которого мир раскрыт, как увлекательная книга. По существу, всеми своими стихами он только и делал, что «звал смотреть, слушать, удивляться тому, что дарит нам жизнь» . Это хорошее последнее слово благодарных читателей.
« Ничего нет на свете прекрасней дороги!
Не жалей ни о чем, что легло позади.
Разве жизнь хороша без ветров и тревоги?
Разве песенной воле не тесно в груди?
За лиловый клочок паровозного дыма,
За гудок парохода на хвойной реке,
За разливы лугов, проносящихся мимо,
Все отдать я готов беспокойной тоске.
От качанья, от визга, от пляски вагона
Поднимается песенный грохот — и вот
Жизнь летит с озаренного месяцем склона
На косматый, развернутый ветром восход.
За разломом степей открываются горы,
В золотую пшеницу врезается путь,
Отлетают платформы, и с грохотом скорый
Рвет тугое пространство о дымную грудь.
Вьются горы и реки в привычном узоре,
Но по-новому дышат под небом густым
И кубанские степи, и Черное море,
И суровый Кавказ, и обрывистый Крым.
О, дорога, дорога! Я знаю заране,
Что, как только потянет теплом по весне,
Все отдам я за солнце, за ветер скитаний,
За высокую дружбу к родной стороне! »
В основе этой статьи лежит серия материалов, опубликованная на сайте проекта «Поэтические места России» .
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5e2d4a07c31e4900b03bd866/svidetel-nepovtorimyh-let-vsevolod-rojdestvenskii-5e90219626b22d0e0e61dafd