Аналитический отчёт учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи
Для её реализации на протяжении учебного года я решала следующие задачи:
· повышать результативность коррекционно-образовательного процесса через обогащение предметно-пространственных ресурсов кабинета ПКПП и поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся пробелов в развитии ребёнка.
· развивать познавательную деятельность воспитанников через использование разнообразных форм и методов коррекционного воздействия.
Для достижения поставленной цели и решения задач вела работу по направлениям:
v Организационная деятельность.
v Диагностическая деятельность.
v Коррекционно-педагогическая деятельность.
v Методическая деятельность.
v Консультативно-профилактическая работа.
v Информационно-аналитическая работа.
v Создание коррекционно-развивающей среды
II. Основные направления деятельности.
2.1. Организационная деятельность.
· Изучение нормативно-правовых документов,
· Оформление необходимой документации по ПКПП.
2.1.2. Содержание:
Я изучила нормативно-правовые документы:
§ Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.20011г. №243-3 ;
§ Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 131 «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи»
§ Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.05.2012 Методические рекомендации «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи»;
§ Инструктивно-методическое письмо « Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении ими дошкольного или общего среднего образования в 2013/2014 учебном году»;
§ Инструктивно-методическое письмо от 12.07.21. « Об организации в 2021/2022 уч.году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования , образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».
Изучила нормативные документы, определяющие направления деятельности учреждения образования:
§ приказы и распоряжения руководителя учреждения образования;
§ устав учреждения образования;
§ правила трудового распорядка;
§ правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
В течение 2021/2022 учебного года я вела следующую документацию:
ü — приказ руководителя учреждения образования о зачислении воспитанников в ПКПП;
ü — приказ руководителя учреждения образования об отчислении воспитанников из ПКПП;
ü — заявления законного представителя воспитанников;
ü — заключения ЦКРОиР на воспитанников, зачисленных в ПКПП;
ü — расписание занятий, утвержденное руководителем учреждения образования;
ü — карты психолого-педагогического обследования на каждого воспитанника;
ü — планы коррекционно- педагогической помощи на каждую группу, подгруппу, индивидуальные занятия;
ü — ежедневные планы работы;
ü — рабочие тетради воспитанников для заданий дома;
ü — журнал учёта обследованных и зачисленных в ПКПП воспитанников;
ü — журнал учёта проведенных занятий и посещения их воспитанниками;
ü — аналитический отчёт о работе учителя-дефектолога за год.
2.2. Диагностическая деятельность.
2.2.1. Цели:
· проведение психолого-педагогического обследования детей с ОПФР с согласия или в присутствии его законного представителя,
· выявление образовательных потребностей детей с ОПФР,
· определение форм организации его коррекционного обучения и воспитания.
2.2.2. Содержание:
Провела первичное обследование воспитанников учреждения образования и выявила нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи в учебном году. Изучила медицинскую и педагогическую документацию. Провела углубленную диагностику выявленных воспитанников с ОПФР. На протяжении учебного года вела наблюдение за динамикой развития дошкольников, зачисленных в ПКПП. Оформляла результаты диагностики.
2.3. Коррекционно-педагогическая деятельность.
2.3.1. Цели:
· Выявление причин отставания в освоении образовательных программ;
· Определение оптимальных путей оказания индивидуальной коррекционно-педагогической помощи с целью устранения или ослабления имеющихся у воспитанников нарушений развития, препятствующих успешному освоению образовательной программы.
В 2021/2022 учебном году в ПКПП был зачислен 31 воспитанник, со следующими нарушениями речевого развития:
Наименование нарушения
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Стертая дизартрия
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (неосложненный вариант).
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Стертая дизартрия
Коррекционно-педагогическую помощь осуществляла в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
На основе изучения индивидуально-типологических особенностей воспитанников я разрабатывала планы коррекционно-педагогической помощи на группы, подгруппы и индивидуальные.
Учитывая индивидуальные и возрастные особенности и речевые нарушения, определяла продолжительность и периодичность посещения занятий. Занятия проводила по расписанию, которое утверждал руководитель учреждения образования.
Использова ла в своей работе педагогические средства здоровьесберегающих и игровых технологий. Для профилактики утомляемости и нарушения работоспособности воспитанников, применяла специальные методы физической разгрузки и переключения внимания, чередовала виды деятельности. Коррекционно-развивающие упражнения подбирала таким образом, чтобы, с одной стороны, они были бы доступны для выполнения учащимися, а с другой – уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности воспитанников.
На коррекционных занятиях я развивала звукопроизношение, связную речь воспитанников, познавательные и психические процессы. Формировала эффективные способы усвоения умений и навыков с помощью таблиц, памяток, карточек. Создавала атмосферу эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического и психического здоровья воспитанников.
Результативность коррекционно-педагогической помощи отражена в таблице:
Улучшились показатели развития
Уровень нарушений изменился незначительно
Выбыли по другим причинам
Анализируя результативность работы за последние года, можно отметить следующее, что количество воспитанников исправивших нарушения развития в 2021/2022 учебном году составило 14 человек. На начало 2021/2022 учебного года воспитанники с ОПФР имели низкий уровень развития звукопроизношения, лексико — грамматической фонетико-фонематической стороны речи. В конце учебного года я провела обследование воспитанников, зачисленных в ПКПП и выявила, что 14 воспитанников исправили нарушения психофизического развития, это составляет 47% от общего количества, получавших коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП, 8 воспитанников улучшили показатели развития.
2.4.Методическая деятельность.
2.4.1.Цели :
Повышение своего образовательного уровня, совершенствование профессиональной компетентности. Оказание организационно-методической помощи педагогам учреждения образования по вопросам обучения и воспитания лиц с ОПФР.
2.4.2.Содержание:
В течение 2020/2021 учебного года участвовала в работе педагогического совета учреждения образования. Принимала участие в работе методическоих объединений учреждения образования и района. Участвовала в работе социально-психолого-педагогического консилиума ДОУ №Ясли – сад №29 г.Орши». Являюсь руководителем районной «Школы начинающего дефектолога ПКПП». Продолжаю работать над темой самообразования: «Автоматизация звуков у дошкольников на основе применения игровых средств в условиях ПКПП».
Подводя итог выше сказанному, я хочу отметить, что работа в этом направлении велась также активно и цели достигнуты в достаточном объёме.
2.5.Консультативно-профилактическая деятельность.
2.5.1. Цели:
· Проведение систематической работы с законными представителями воспитанников, вовлечение их в решение коррекционно-развивающих задач.
· Консультирование педагогов учреждения образования, на базе которого открыт ПКПП, по вопросу индивидуализации процесса обучения воспитанников, зачисленных на занятия в ПКПП и не зачисленных на занятия в ПКПП, но нуждающихся в коррекционной помощи и поддержке.
Формы консультативно-профилактической деятельности учителя-дефектолога с родителями:
Устные и письменные консультации, индивидуальные занятия с законными представителями детей, зачисленных и не зачисленных в ПКПП, практические занятия для законных представителей, посещение родителями коррекционных занятий (в течение учебного года).
2.6.Информационно-аналитическая деятельность.
2.6.1. Цель:
· Прослеживание динамики развития каждого ребёнка с ОПФР для максимального охвата коррекционно-педагогической помощью.
2.6.2. Содержание:
Оформила аналитические материалы, в которых отразила результативность к оррекционно-педагогической помощи. В картах психолого-педагогического обследования отметила динамику развития детей, получавших коррекционно-педагогическую помощь в 2021/2022 учебном году. Оформила список обучающихся, исправивших нарушения психофизического развития. Всё это помогло составить аналитический отчёт о работе ПКПП за учебный год.
2.7.Создание коррекционно-развивающей среды
План развития кабинета выполнен в достаточном объёме.
В кабинете ПКПП есть в наличии электронные средства обучения (во временное пользование), методические материалы для работы с детьми с различными нарушениями, тренажёры и развивающие игры, методическая литература, нормативные документы.
Анализ ресурсов кабинета: (социально-психологические-69%, организационно-смысловые-90 %, пространственные-70%, предметные-70%.). Из-за небольшого обьёма помещения кабинет разделён на маленькие функциональные зоны, что позволяет эффективно , но не в полном объёме , оказывать коррекционно-педагогическую помощь
III . Подведение итогов.
Существующие проблемы.
Необходимо улучшить обеспечение кабинета более современным оборудованием (удобные стулья, современный компьютер и другое оборудование для использования детьми на коррекционных занятиях.), учебно-методическими пособиями и играми.
Также продолжать мотивировать родителей и законных представителей воспитанников на повторение и отработку заданий, которые выполнялись на коррекционных занятиях.
Это предоставит возможность осуществлять более компетентный комплексный подход и повысить качество коррекционно-педагогической помощи.
Перспективные направления работы на 2022/2023 учебной год:
ü — продолжение работы по оказанию коррекционно – педагогической помощи воспитанникам с ОПФР ГУО «Ясли-сад №29 г.Орши»;
ü — повышение результативности коррекционно-образовательного процесса через обогащение предметно-пространственных ресурсов кабинета ПКПП и поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся пробелов в развитии ребёнка.
Источник