- Годовой отчет педагога-психолога 2019/2020г календарно-тематическое планирование
- 3. Психокоррекционная и развивающая работа
- По результатам групповых и индивидуальных обследований, а также по запросам родителей, педагогов проводились групповые и индивидуальные коррекционные и развивающие занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, мотивации обучения, интеллектуальных способностей, сферы межличностных отношений ребенка.
Годовой отчет педагога-психолога 2019/2020г
календарно-тематическое планирование
Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2018-2019 учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:
Цель: создание психолого-педагогических условий, способствующих охране и укреплению психического здоровья детей, достижению ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
- Сохранение и укрепление психологического здоровья детей;
- Создание благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного психологического развития дошкольников.
Деятельность осуществлялась по следующим направлениям:
- Психопрофилактика, психологическое просвещение;
- Психологическая диагностика;
- Развивающая работа и психологическая коррекция;
- Психологическое консультирование;
- Организационно-методическая работа.
Количество охваченных групп – 5 групп.
Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»
Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий.
С педагогами была направлена на предотвращение профилактику и своевременное разрешение конфликтов в ДОО; содействие в организации конструктивного общения детей в группе; профилактику эмоционального выгорания, профессиональный и личностный рост. Вся работа планировалась и проводилась в форме консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.
В работе с родителями большое внимание уделялось профилактике дезадаптивного поведения в семье, формированию доброжелательных, доверительных отношений с ребёнком. Использовались разные формы работы (тренинги, психологические гостиные, семинары-практикумы, круглые столы, консультации).
В течение года использовалась стендовая информация:
- Агрессивное поведение ребенка-дошкольника;
- Игрушка в жизни ребенка;
- Если ребенок не хочет идти в детский сад;
- Адаптационный период в детском саду;
- Гиперактивный ребенок;
- Детские обиды;
- Психологическая готовность к школе;
- Детская ложь;
- Страхи — это серьезно.
Консультации размещались в папках передвижках в раздевалках групповых комнат
В результате просветительской работы было осуществлено повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
2. Психологическая диагностика
Диагностическая работа проводилась по намеченному плану, а также в соответствии с запросами администрации, педагогов, родителей. Исследованию подлежали (см. Табл.1):
Таблица 1. Психодиагностика
Категории обследуемых, сроки выполнения
Дети группы раннего возраста (сентябрь-октябрь)
Наблюдение за адаптацией детей младших групп к условиям дошкольного учреждения
Диагностика всех воспитанников (сентябрь-октябрь)
Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении
Дети подготовительных к школе групп (октябрь-апрель)
Диагностика психологической готовности к обучению в школе: «Диагностико-прогностический скрининг за авторством Е.А. Екжановой.
Диагностика всех воспитанников по запросу родителей, воспитателей, в течение года
Диагностика эмоционально-личностной, познавательной сферы детей
Дети старшей группы (октябрь, ноябрь)
Диагностика эмоционально-личностной сферы детей по методикам «Кактус», «Лесенка» (М. А. Панфилова); «Секрет», «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного», «Страхи в домиках» и др.
Диагностика особенностей адаптации ребенка в детском саду (Анкета)
Диагностика готовности детей подготовительной к школе группы (Анкета «Готов ли ребенок к школе типов семейного воспитания )
Диагностика педагогического коллектива
Стиль общения с детьми (Анкета)
Результатом данной работы являлось:
- Консультирование воспитателей с целью предоставления полученных данных и определения дальнейшей работы;
- Заполнение индивидуальных карт воспитанников, адаптационных листов;
- Определение рабочей группы воспитанников с целью коррекции и развития;
- Выступление на родительских собраниях с полученными результатами;
- Рекомендации педагогам, родителям и воспитанникам.
Диагностическая работа с воспитанниками
В начале учебного года шло наблюдение за адаптацией вновь прибывших детей) к условиям детского сада. На каждого из них был заведен адаптационный лист. Анализ адаптационных листов показал, что 82% детей имеют высокий уровень адаптации к дошкольному учреждению, 18% — средний уровень адаптации ( рис.1).
Рис.1 Распределение степени адаптации к ДОУ
Дети со средним уровнем адаптации часто по болезни или по другим причинам не посещали дошкольное учреждение, в результате чего адаптационный период затянулся. Проведена консультация для воспитателей и родителей «Адаптация детей к дошкольному учреждению», анкетирование родителей. С детьми были проведены адаптационные занятия.
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе – одно из приоритетных направлений практической психологии образования. Важными показателями готовности к обучению в школе является развитие познавательных процессов, формирования значимых для школьного обучения предметно-специфических знаний, умений и навыков.
В подготовительных к школе группах был изучен уровень психологической готовности к школе детей с помощью комплексной методики. Результаты представлены в таблице:
Распределение показателей психологической готовности к школе в начале года
В результате обследования возникла необходимость коррекционно- развивающей работы с детьми с низким уровнем психического развития и развивающей – со средним уровнем психологической готовности к школе.
Таким образом, в течение года проводилась коррекционно-развивающая работа по формированию психических процессов, произвольности, тренинговые занятия по подготовке к школе. Были составлены индивидуальные планы работы. С детьми были проведены индивидуальные и подгрупповые развивающие игры и упражнения по развитию определенных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, произвольности. Даны рекомендации воспитателям и родителям, как формировать интеллектуальную, личностную и мотивационную готовность к школе.
В конце учебного года была проведена повторная экспресс-диагностика уровня психологической готовности к школе.
Результаты оказались следующие:
Распределение показателей психологической готовности к школе в конце года
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальная и групповая коррекционная развивающая работа с детьми, имеющими первоначально низкий и средний уровень развития познавательных процессов эффективна, но в данном случае необходима системная психолого-педагогическая работа воспитателей и родителей. Необходимо постоянно рекомендовать родителям детей с низким уровнем развития наблюдать за их достижениями, использовать различные приемы для развития психических процессов при общении с ребенком дома.
В период с октября — по ноябрь была проведена эмоционально-личностная диагностика детей старших и подготовительных к школе групп по методикам: «Кактус», «Лесенка», «Страхи в домиках», «Два дома», «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного» и др. Обследование проводилось индивидуально. В результате обследования были выявлены дети «группы риска»: популярные и неблагополучные, тревожные, гиперактивные, агрессивные дети; дети с низкой самооценкой; дети, у которых страхи выше нормы. Дошкольники, которые имеют проблемы, были включены в список детей для занятий с психологом. С родителями детей «группы риска» были проведены тренинги «Взаимодействие с тревожными, агрессивными, гиперактивными детьми», индивидуальные консультации.
Изучение статуса каждого ребенка в старших и подготовительной группах, характера отношений со сверстниками осуществлялось с помощью экспресс-социометрии. По результатам обследования выявилось, что характер отношений ребят со сверстниками положительный. Дети имеют положительные выборы, но есть ребята, которые являются изолированными, т.е. не имеют ни одного предпочтения у сверстников (в беседе с воспитателями выяснилось, что такие дети очень редко посещают ДОУ, поэтому их ребята не выбрали). Воспитателям были предложены рекомендации: особое внимание следует уделить детям, относящимся к категории «непринятые». Воспитателям наблюдать за игровой деятельностью детей: организовать совместную игровую деятельность с ребятами, учитывая их предпочтения. На занятиях и в свободной игровой деятельности акцентировать внимание на успехах «изолированных» детей, хвалить при детях в группе.
Диагностическая работа с педагогами
С педагогами было проведено анкетирование: «Стиль общения с детьми». Выявлено, что у педагогов дошкольного учреждения демократический стиль общения с детьми. Педагогам рекомендована литература, игры и упражнения по формированию у детей навыков общения.
По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов у детей;
положительная динамика готовности детей к школе. Прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные. Произошло завершение в целом периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп. В целом создается социальный портрет ребёнка, освоившего основную общеобразовательную программу. В результате психодиагностики были выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.
3. Психокоррекционная и развивающая работа
По результатам групповых и индивидуальных обследований, а также по запросам родителей, педагогов проводились групповые и индивидуальные коррекционные и развивающие занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, мотивации обучения, интеллектуальных способностей, сферы межличностных отношений ребенка.
Мероприятия коррекционной и развивающей работы
Развивающая работа в период адаптации к ДОО
Групповые развивающие занятия
Развивающая работа с использованием развивающих игр и упражнений
Групповые и индивидуальные развивающие занятия
Коррекционная работа с детьми «группы риска» (коррекция эмоциональной, личностной и познавательной сферы)
Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
Развивающая работа в период возрастных кризисов 3 и 7 лет
Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
В развивающей и коррекционной работе использовалась следующая методическая литература:
- Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс- диагностика в детском саду»
- С. А. Козлова «Мы имеем право» учебно-методическое пособие;
- В.Т. Лободин, Г.В. Лавренова «Как сохранить здоровье педагога»;
- Е.А. Каралашвили «Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ. Организация работы.
- О.И. Давыдова, А.А. Майер «Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие;
- Карманова И.В., Юрьева И.А., Васильева Т.В. «Психолого-медико-педагогические консилиумы и комиссия»;
- Задровская И.А. «Социально-психологическая служба ДОУ при подготовке ребенка к детскому саду»;
- Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей»
- А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова «Практический психолог в детском саду» для занятий с детьми 3-7 лет.
С детьми была организована коррекционно-развивающая работа.
Количество детей, с которыми была организована коррекционно-развивающая работа
Эмоционально-личностная, коммуникативная сфера
Источник