Ахматова тот единственный сад

Анна Ахматова. Летний сад

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
1959

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2023 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

О какой «лучшей из оград» пишет в своём стихе А.Ахматова?

Тут не о чем думать, да и не надо: это — решетка Летнего сада.

Анна Андреевна пишет уверенно, что совершенно творение Фельтена;

Пушкина также она уважала, Питером он вдохновлялся немало —

сколько читательских поколений

помнят: гулял там Онегин Евгений.

Свое лирическое, с легкой грустью стихотворение «Летний сад» одна из самых ярких и талантливых поэтесс Анна Ахматова написала в 1959 году. На момент написания этого стихотворения поэтессе исполнилось семьдесят лет. Стихотворение проникнуто грустью о прожитых годах, о молодости, о том, чего уже не вернёшь.

Она вспоминает о тех годах, когда была молода и беззаботна, полна надежд и мечтаний. Впереди — старость, чувства угасают и остаются лишь воспоминания. Молодость — самое лучшее время жизни, но туда не вернёшься. Она противопоставляет образы прошлого и образы настоящего. Это её любимый старый Петербург и современный на то время Ленинград. Сад, который описывает Ахматова — это райский сад Эдем. Это место, где нет печали и забот. Там тихо и спокойно, там есть полная свобода, но попасть туда, вернуться в прошлое, можно только в мыслях. Это таинственное место, где можно вздохнуть лёгкий ветер свободы и радости. Там «шепчутся белые ночи», все горит «перламутром и яшмой», но для всех людей таинственно скрыт источник света. Только в этом Эдемском саду мысленно можно почувствовать себя свободной и счастливой.

Читайте также:  Аксессуары для мини сада

Источник

Ахматова тот единственный сад

филологические задачи

А.А.Ахматова «Я к розам хочу. » (1959)

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград.

Где статуи помнят меня молодой,

А я их над невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов

Врагов и друзей, друзей и врагов.

И шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт.

ОТВЕТ

Ведущая тема стихотворения: желание вернуться «к розам, в тот единственный сад. ».

Основная мысль: мысленно возвращаясь в тот «единственный сад», лирический герой вспоминает знаковые фигуры прошлого: статуи, решетку Летнего сада, Фонтанный Дворец Эрмитажа, где Анна Ахматова жила долгие годы, Петербург с его белыми ночами, друзей и врагов – пространство ушедшей жизни, оставшейся в духовной памяти навсегда.

В стихотворении преобладают личные интонации поэта.

Эмоциональная окраска чувств выражена в динамике глаголов и глагольных форм (деепричастий): помнят, мерещится, плывет, любуясь, спят, шепчутся, горит, скрыт. Глаголы придают не только динамику воспоминаниям, через них Ахматова очень точно передает живость прошлого, которое живет в ней. Это прошлое живее живого, живее настоящего.

Строфика состоит из двустиший. Форма, выбранная поэтом, зрительно передает ритм шагов: это она «вечно» ходит «от вазы гранитной до двери дворца», а не только там бродят тени ушедших «врагов и друзей, друзей и врагов».

Развитие основных словесных образов строится по сходствустатуи помнят меня молодой, а я их над невскою помню водой», «лебедь, как прежде, плывет сквозь века, любуясь красой своего двойника») на основе духовных ассоциаций.

Основные изобразительные средства иносказания в стихотворении следующие:

• метафора: «замертво спят сотни тысяч шагов»; «от вазы гранитной до двери дворца». «Гранитная ваза» — понятно: это ваза, сделанная из гранита. Но данное словосочетание метафорично, потому что патриаршая власть оказалась к судьбе поэта Ахматовой, ее мужа Николая Гумилева, ее друзей, например О. Мандельштама, «гранитной», то есть холодной, твердой, непробиваемой, слезам и боли не сочувствующей;

• символ: «все перламутром и яшмой горит, но света источник таинственно скрыт».

Читайте также:  Аккорды опустел городской неухоженный сад аккорды

Основные особенности в плане интонационно-синтаксических фигур таковы:

• инверсия: «где лучшая в мире стоит из оград», «а я их над невскою помню водой», «там шепчутся белые ночи мои», «в душистой тиши. мне мачт корабельных мерещится скрип»;

• эпитет: «в душистой тиши», «между царственных лип», «о чьей-то высокой и тайной любви»;

• олицетворение: «шепчутся ночи»;

• сравнение: «и лебедь, как прежде, плывет сквозь века»;

• параллелизм: «где лучшая в мире стоит из оград», «где статуи помнят меня молодой».

• повтор: «и замертво спят сотни тысяч шагов врагов и друзей, друзей и врагов». Стоит обратить внимание, что в данном повторе на «краях» предложения расположены слова «враги», а два слова «друзья» находятся внутри. Этот повтор иносказателен: внутри души и сердца – друзья, но дальше, как в оболочке – «враги».

Синтаксис стихотворения строится на

• простых предложениях, не осложненных, но «бесконечно» длинных:

а) «в душистой тиши между царственных лип мне мачт корабельных мерещится скрип». Такое построение с инверсией членов предложений зримо передает колебание волн, а вместе с волнами и мерцание корабельных мачт, их скрип, который то исчезает, то появляется вновь;

б) «там шепчутся белые ночи мои о чьей-то высокой и тайной любви».

• простом предложении с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом: «и лебедь, как прежде, плывет сквозь века, любуясь красой своего двойника». Деепричастное обстоятельство – зрительная аллегория водных кругов, возникших от плавного движения плывущего лебедя, рвущих ровную «поверхность» предложения;

• сложноподчиненных конструкциях: «Я к розам хочу, в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград» — выделяется в качестве главного предложения «тот единственный сад», в качестве духовно зависимых однородные определительные придаточные, называющие (по союзу) и место: «где лучшая в мире стоит из оград, где статуи помнят меня молодой»;

• безличном предложении: «и шествию теней не видно конца от вазы гранитной до двери дворца». Нет того лица, который заставляет вновь и вновь появляться теням из прошлого, — это судьба, память, сама жизнь. Как известно, в безличной конструкции выражена фатальность мировосприятия. Внутренний мир лирического героя как символ огромного пространства от невской воды до небес «белых ночей», где все совершается не по воле человека, а по воле задуманного и произведенного все это фатума.

Человеку 70 лет. Его прожитая, насыщенная встречами жизнь осталась в нем. Двустишие похоже на спокойное биение сердца, на ритмичное дыхание. Никто не в силах отнять у человека его мир воспоминаний, звуков, запахов, ощущений. Можно глазами увидеть перламутр и яшму, но так и не понять источника глубокого света, идущего из камней. Почему, пройдя через все страшные испытания трудной сталинской эпохи, Анна Ахматова осталась духовно живым человеком, не согнулась, не умертвила в себе человека и поэта? Только одной музе поэт Анна Андреевна поведает тайну источника ее «духовного света»: это дорогие ее сердцу знаки не только детства, юношества, зрелой жизни, это знаки той родины, которая была отнята у всех людей страны Советов.

Читайте также:  Автобус до сада тимер

Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и «+1»:

анализ стихотворений: Ахматова, Мандельштам, Ходасевич, Кушнер

* А.Ахматова «Я к розам хочу» вопрос * ответ
* А.Барбюс «Нежность» вопрос * ответ
* О.Мандельштам»Невыразимая печаль. » вопрос * ответ
* О.Мандельштам «Прости меня, отдай меня, Воронеж. » вопрос * ответ
* А.Кушнер «Расположение вещей. » вопрос-ответ*

Источник

Ахматова тот единственный сад

Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

Так начинается стихотворение Анны Ахматовой про Летний сад, написанное в 1959, когда ей было уже 70 лет.
Я никогда и не задумывалась, что за статуи под невскою водой, мало ли что,
поэты – народ особый, дышат духами и туманами, любят просёлочным путём скакать в телеге,
на правую руку надевают перчатку с левой руки.
Так что можно было предположить, что это фигура поэтической речи — Нева рядом, статуи под водой как мираж, отражение.

В Летнем саду, которому в прошлом году исполнилось 315 (!) лет,
открыта большая выставка-ретроспектива архивных фотографий из разных фондов.

После увиденных снимков 1924 года, становятся понятными строчки под водой.
Получается, это не поэтический вымысел, а в буквальном смысле — невская вода хлынула в сад.
Ураган и наводнение в Ленинграде в 1924 году нанесло немалый урон Летнему саду.

Авторы фотографий указаны на снимках, фото делала со стендов архивных фотографий в Летнем саду

Если любопытно, вот всё стихотворение:

Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

Продолжение про Летний сад ТУТ

Источник

Оцените статью