АННА АХМАТОВА
В душистой тиши между царственных лип Мне мачт корабельных мерещится скрип. И лебедь, как прежде, плывет сквозь века, Любуясь красой своего двойника. И замертво спят сотни тысяч шагов Врагов и друзей, друзей и врагов. А шествию теней не видно конца От вазы гранитной до двери дворца. Там шепчутся белые ночи мои О чьей-то высокой и тайной любви. И все перламутром и яшмой горит, Но света источник таинственно скрыт. 1959, Ленинград Стихотворение Анны Ахматовой «Летний сад» относится к позднему творчеству поэтессы; оно написано ею в возрасте 70 лет, в июле 1959 года. В произведениях А. Ахматовой отражены идеи такого течения русской поэзии. В стихотворении нашло отражение событие 1924 года – наводнение, разрушившее часть сада: «Где статуи помнят меня молодой, А я их под невскою помню водой». Так как А. Ахматова провела большую часть жизни в Петербурге, реалии этого города не смогли не отразиться в ее творчестве (корабельные мачты, дворцы, Нева).,
Гаршин был поклонником поэзии Гумилева, что, вероятно, и послужило первоначальным импульсом к знакомству с Ахматовой, которое состоялось при посредстве врача, лечившего Анну Андреевну в Мариинской больнице. И это знакомство, общие прогулки по зимнему Питеру она вспоминала стихотворно:
Годовщину веселую празднуй –
Ты пойми, что сегодня точь в точь
Нашей первой зимы – той, алмазной –
Повторяется снежная ночь.
Пар валит из-под царских конюшен,
Погружается Мойка во тьму,
Свет луны как нарочно притушен,
И куда мы идем – не пойму.
Меж гробницами внука и деда
Заблудился взъерошенный сад.
Из тюремного вынырнув бреда,
Фонари погребально горят.
В грозных айсбергах марсово поле,
И Лебяжья лежит в хрусталях…
Чья с моею сравняется доля,
Если в сердце веселье и страх.
И трепещут, как дивная птица,
Голос твой у меня над плечом.
И внезапным согретый лучом
Снежный прах так тепло серебрится.
29 сентября 1941 года Ахматову эвакуировали из Ленинграда в Москву и далее, через Чистополь в Ташкент.
Оставшийся в Ленинграде Гаршин во время блокады н был главным патологоанатомом города. В 1942 году у него умерла жена — прямо на улице, от инсульта.
В мае 1944 года Ахматова вернулась – через Москву — в Ленинград. Еще в Ташкенте она получила письмо от Гаршина с просьбой стать его женой и принять его фамилию. Ахматова согласилась. И теперь она говорила друзьям: «Я еду к мужу».
И, может быть, на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной
Гаршин встретил Ахматову на перроне вокзала, поцеловал ей руку и сказал: «Аня, нам надо поговорить». После недолгого разговора он вновь приложился к руке Анны Андреевны, развернулся и ушёл. Ахматова подошла к встречавшим её друзьям и сказала совершенно спокойно, ровным голосом: «Все изменилось. Я еду к Рыбаковым…»
Тем не менее, Гаршин ещё недели две навещал Ахматову. И вот во время очередного его прихода хозяева квартиры . Ещё 29 сентября 1941 года Ахматову эвакуировали из Ленинграда в Москву и далее, через Чистополь в Ташкент.
Оставшийся в Ленинграде Гаршин во время блокады н был главным патологоанатомом города. В 1942 году у него умерла жена — прямо на улице, от инсульта.
В мае 1944 года Ахматова вернулась – через Москву — в Ленинград. Еще в Ташкенте она получила письмо от Гаршина с просьбой стать его женой и принять его фамилию. Ахматова согласилась. И теперь она говорила друзьям: «Я еду к мужу».
И, может быть, на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной
Гаршин встретил Ахматову на перроне вокзала, поцеловал ей руку и сказал: «Аня, нам надо поговорить». После недолгого разговора он вновь приложился к руке Анны Андреевны, развернулся и ушёл. Ахматова подошла к встречавшим её друзьям и сказала совершенно спокойно, ровным голосом: «Все изменилось. Я еду к Рыбаковым…»
Тем не менее, Гаршин ещё недели две навещал Ахматову. И вот во время очередного его прихода хозяева квартиры услышали громкий крик Анны Андреевны, после которого Гаршин стремительно вышел, выбежал из комнаты. Больше они не встречались.
Тем не менее, Гаршин ещё недели две навещал Ахматову. И вот во время очередного его прихода хозяева квартиры услышали громкий крик Анны Андреевны, после которого Гаршин стремительно вышел, выбежал из комнаты. Больше они не встречались.
6 августа 1944 года Ахматова послала в Москву своей подруге — актрисе Ольшевской — телеграмму: «Гаршин тяжело болен психически расстался со мной сообщаю это только вам Анна». Возможно, такой текст сформировала галлюцинация Гаршина, образом которой тот поделился с Анной Андреевной на последней встрече, – явившаяся во сне мать запретил ему жениться на колдунье Ахматовой.
…А человек, который для меня
Теперь никто, а был моей заботой
И утешеньем самых горьких лет, —
Уже бредет как призрак по окрайнам,
По закоулками и задворкам жизни,
Тяжелый, одурманенный безумьем,
С оскалом волчьим…
Боже, Боже, Боже!
Как пред тобой я тяжко согрешила!
Оставь мне жалость хоть…
«Всему своё время и время всякой вещи под небом», в том числе, «время обнимать и время уклоняться от объятий». Наступило и для Ахматовой время начала неумолимого дрейфа в сумеречную часть её жизни, с испытаниями, потрясениями, запретами, с материнскими проблемами, но с неизменным любовным настроем её по-прежнему утончённого стихосложения, с грустным перебором в памяти лучших его страниц.
Вместо мудрости – опытность, пресное,
Неутоляющее питьё.
А юность была – как молитва воскресная…
Мне ли забыть её?
Сколько дорог пустынных исхожено
С тем, кто мне не был мил,
Сколько поклонов в церквах положено
За того, кто меня любил…
Стала забывчивей всех забывчивых,
Тихо плывут года.
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых
Мне не вернуть никогда
Источник
Анна Ахматова — Летний сад: Стих
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
Анализ стихотворения «Летний сад» Ахматовой
Произведение «Летний сад» было создано А. Ахматовой в поздний период творчества (1959 г). Оно проникнуто печальными размышлениями поэтессы о давно ушедшей молодости, которая уже никогда не вернется.
Лирическая героиня мечтает вернуться в прошлое, когда ее чувства и ощущения были еще наполнены молодостью и свежестью. Она вспоминает о «единственном саде», в котором она проводила самые лучшие дни. Расположенные в том саду статуи бережно хранят воспоминания о юной поэтессе. Она хотела бы вновь услышать воображаемый «мачт корабельных… скрип», увидеть плывущего лебедя.
Молодость лирической героини была самым счастливым временем в ее жизни. Возврат в прошлое позволил бы сбросить с себя невероятно тяжелый груз прожитых лет, забыть обо всех радостях и огорчениях взрослой жизни. Поэтесса использует очень яркий образ для описания этого долгого времени: мертвый сон «сотен тысяч шагов врагов и друзей».
В произведении четко прослеживается двойственность образов: «статуи помнят» — «я их… помню»; «царственные липы» — «мачты корабельные»; «лебедь» — отраженный в воде «двойник»; «врагов и друзей». Это противопоставление подчеркивает различие между прошлым и настоящим, старым Петербургом и современным Ленинградом.
Летний сад ассоциируется у Ахматовой с райским Эдемом. Это таинственное место, где творческий человек может почувствовать настоящую свободу. Сад уже не принадлежит этому миру, поэтому найти его можно только в прошлом. Лирическая героиня совершает мысленную прогулку по своему саду. Мимо нее проходит бесконечная вереница теней. Временные границы стираются, но пространственные остаются: «от вазы гранитной до двери дворца». В таинственном саду царит волшебная атмосфера: «шепчутся белые ночи», «все перламутром и яшмой горит».
В целом произведение «Летний сад» содержит два смысловых уровня. На первом Ахматова предается воспоминаниям о своей духовной родине. На протяжении всей жизни поэтесса не скрывала своего восхищения перед строгой красотой старинного Санкт-Петербурга. На втором уровне воспоминания переходят в другое измерение. Реальный Летний сад превращается в таинственный Эдем. Еще в юности Ахматова писала, что в ее сознании было несколько Петербургов. Один из них надежно хранил память о поэтессе. В последние годы жизни она мечтала вернуться в этот самой дорогой ее сердцу город.
Источник
🍀 Летний сад
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
Предыдущим мы анализировали стихотворение «Я умею любить», написанное Ахматовой в 17 лет на самой заре поэтической карьеры, сегодня же разберем стих «Летний сад», увидевший свет в 1959 году, когда Анне Андреевне уже 70 лет.
👀 Какие разные произведения, какая разная поэтесса – в 1906 году – это смелая девочка, которой кажется, что она разгадала загадку любви, а в 70 лет (1959 год) это покрытая сединой женщина, ищущая, но не способная найти, скрытый от глаз источник света жизни.
Зрелость противостоит молодости, практика жизни теории, признание надеждам.
Возвращение в сад юности
☝ В стихотворении «Летний сад» Анна Ахматова описывает сад в Царском Селе, где прошла её молодость, где пробежали лучшие годы, где рождалась и умирала любовь.
Умудренная опытом, поэтесса желает снова оказаться в этом саду и увидеть розы, которые в 17 лет цветут другим цветом и пахнут иначе. Героиня желает заглянуть в глаза царскосельских статуй, помнящих её молодой и хочет услышать скрип корабельных мачт в душистой тиши царственных лир.
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
Попытка вернуться воспоминаниями в Летний сад – это ностальгия по молодости, не ведавшей границ и готовой пешком перейти горы ради поцелуя или нежного взгляда. Это воспоминание любви и песнь ей с колокольни зрелости, с небосвода достигнутых страстей и разлук, поцелуев на века и встреч на минутку.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
😢 Признаемся, что источник жизненного света, маячок любви, светлячок счастья, как были недостижимы в полной мере в юности, так и не приелись в зрелости. Тайна лишь чуть-чуть приоткрылась, поцеловала в краешек губ и скрылась в сумерках белой питерской ночи.
Анализ троп и жанра
✔ Стих «Летний сад» написан в жанре элегии и имеет смежную рифмовку (сад – оград; молодой – водой). Рифмы женские (века) и мужские (двойника).
В качестве средств выразительности Ахматова использовала несколько олицетворений:
✔ Единственная метафора «лебедь плывет сквозь века».
Интересно пересечение двух инверсий:
«Я к розам хочу» и «где лучшая в мире стоит из оград».
Первая акцентирует внимание на глаголе «хочу», вторая выделяет из строки существительное «ограда», которая стоит преградой между желанием и его реализацией.
Также отметим в стихе эпитеты:
- Царственные липы.
- Белые ночи.
- Тайная любовь.
- Душистая тишь.
- Единственный сад.
☝ Стихотворение является попыткой Ахматовой ностальгировать и в мыслях ещё раз побывать в юности, где её ждет летний сад с первыми поцелуями и ответами на вопросы жизни.
Читает Алла Демидова
ТОП русской поэзии
- ✔ Анна Ахматова
- ✔ Александр Блок
- ✔ Валерий Брюсов
- ✔ Иосиф Бродский
- ✔ Иван Бунин
- ✔ Константин Бальмонт
- ✔ Зинаида Гиппиус
- ✔ Николай Гумилёв
- ✔ Сергей Есенин
- ✔ Николай Заболоцкий
- ✔ Михаил Лермонтов
- ✔ Владимир Маяковский
- ✔ Осип Мандельштам
- ✔ Владимир Набоков
- ✔ Николай Некрасов
- ✔ Борис Пастернак
- ✔ Игорь Северянин
- ✔ Федор Тютчев
- ✔ Афанасий Фет
- ✔ Марина Цветаева
Источник