Ахматов стихотворение летний сад

АННА АХМАТОВА

В душистой тиши между царственных лип Мне мачт корабельных мерещится скрип. И лебедь, как прежде, плывет сквозь века, Любуясь красой своего двойника. И замертво спят сотни тысяч шагов Врагов и друзей, друзей и врагов. А шествию теней не видно конца От вазы гранитной до двери дворца. Там шепчутся белые ночи мои О чьей-то высокой и тайной любви. И все перламутром и яшмой горит, Но света источник таинственно скрыт. 1959, Ленинград Стихотворение Анны Ахматовой «Летний сад» относится к позднему творчеству поэтессы; оно написано ею в возрасте 70 лет, в июле 1959 года. В произведениях А. Ахматовой отражены идеи такого течения русской поэзии. В стихотворении нашло отражение событие 1924 года – наводнение, разрушившее часть сада: «Где статуи помнят меня молодой, А я их под невскою помню водой». Так как А. Ахматова провела большую часть жизни в Петербурге, реалии этого города не смогли не отразиться в ее творчестве (корабельные мачты, дворцы, Нева).,

Гаршин был поклонником поэзии Гумилева, что, вероятно, и послужило первоначальным импульсом к знакомству с Ахматовой, которое состоялось при посредстве врача, лечившего Анну Андреевну в Мариинской больнице. И это знакомство, общие прогулки по зимнему Питеру она вспоминала стихотворно:
Годовщину веселую празднуй –
Ты пойми, что сегодня точь в точь
Нашей первой зимы – той, алмазной –
Повторяется снежная ночь.
Пар валит из-под царских конюшен,
Погружается Мойка во тьму,
Свет луны как нарочно притушен,
И куда мы идем – не пойму.
Меж гробницами внука и деда
Заблудился взъерошенный сад.
Из тюремного вынырнув бреда,
Фонари погребально горят.
В грозных айсбергах марсово поле,
И Лебяжья лежит в хрусталях…
Чья с моею сравняется доля,
Если в сердце веселье и страх.
И трепещут, как дивная птица,
Голос твой у меня над плечом.
И внезапным согретый лучом
Снежный прах так тепло серебрится.

29 сентября 1941 года Ахматову эвакуировали из Ленинграда в Москву и далее, через Чистополь в Ташкент.
Оставшийся в Ленинграде Гаршин во время блокады н был главным патологоанатомом города. В 1942 году у него умерла жена — прямо на улице, от инсульта.
В мае 1944 года Ахматова вернулась – через Москву — в Ленинград. Еще в Ташкенте она получила письмо от Гаршина с просьбой стать его женой и принять его фамилию. Ахматова согласилась. И теперь она говорила друзьям: «Я еду к мужу».
И, может быть, на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной
Гаршин встретил Ахматову на перроне вокзала, поцеловал ей руку и сказал: «Аня, нам надо поговорить». После недолгого разговора он вновь приложился к руке Анны Андреевны, развернулся и ушёл. Ахматова подошла к встречавшим её друзьям и сказала совершенно спокойно, ровным голосом: «Все изменилось. Я еду к Рыбаковым…»
Тем не менее, Гаршин ещё недели две навещал Ахматову. И вот во время очередного его прихода хозяева квартиры . Ещё 29 сентября 1941 года Ахматову эвакуировали из Ленинграда в Москву и далее, через Чистополь в Ташкент.
Оставшийся в Ленинграде Гаршин во время блокады н был главным патологоанатомом города. В 1942 году у него умерла жена — прямо на улице, от инсульта.
В мае 1944 года Ахматова вернулась – через Москву — в Ленинград. Еще в Ташкенте она получила письмо от Гаршина с просьбой стать его женой и принять его фамилию. Ахматова согласилась. И теперь она говорила друзьям: «Я еду к мужу».
И, может быть, на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной
Гаршин встретил Ахматову на перроне вокзала, поцеловал ей руку и сказал: «Аня, нам надо поговорить». После недолгого разговора он вновь приложился к руке Анны Андреевны, развернулся и ушёл. Ахматова подошла к встречавшим её друзьям и сказала совершенно спокойно, ровным голосом: «Все изменилось. Я еду к Рыбаковым…»
Тем не менее, Гаршин ещё недели две навещал Ахматову. И вот во время очередного его прихода хозяева квартиры услышали громкий крик Анны Андреевны, после которого Гаршин стремительно вышел, выбежал из комнаты. Больше они не встречались.

Читайте также:  Автобусы от дмитрова до садов

Тем не менее, Гаршин ещё недели две навещал Ахматову. И вот во время очередного его прихода хозяева квартиры услышали громкий крик Анны Андреевны, после которого Гаршин стремительно вышел, выбежал из комнаты. Больше они не встречались.
6 августа 1944 года Ахматова послала в Москву своей подруге — актрисе Ольшевской — телеграмму: «Гаршин тяжело болен психически расстался со мной сообщаю это только вам Анна». Возможно, такой текст сформировала галлюцинация Гаршина, образом которой тот поделился с Анной Андреевной на последней встрече, – явившаяся во сне мать запретил ему жениться на колдунье Ахматовой.

…А человек, который для меня
Теперь никто, а был моей заботой
И утешеньем самых горьких лет, —
Уже бредет как призрак по окрайнам,
По закоулками и задворкам жизни,
Тяжелый, одурманенный безумьем,
С оскалом волчьим…
Боже, Боже, Боже!
Как пред тобой я тяжко согрешила!
Оставь мне жалость хоть…

«Всему своё время и время всякой вещи под небом», в том числе, «время обнимать и время уклоняться от объятий». Наступило и для Ахматовой время начала неумолимого дрейфа в сумеречную часть её жизни, с испытаниями, потрясениями, запретами, с материнскими проблемами, но с неизменным любовным настроем её по-прежнему утончённого стихосложения, с грустным перебором в памяти лучших его страниц.
Вместо мудрости – опытность, пресное,
Неутоляющее питьё.
А юность была – как молитва воскресная…
Мне ли забыть её?
Сколько дорог пустынных исхожено
С тем, кто мне не был мил,
Сколько поклонов в церквах положено
За того, кто меня любил…
Стала забывчивей всех забывчивых,
Тихо плывут года.
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых
Мне не вернуть никогда

Источник

Анна Ахматова — Летний сад: Стих

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

Читайте также:  House flipper садовый конкурс американский сад

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

Анализ стихотворения «Летний сад» Ахматовой

Произведение «Летний сад» было создано А. Ахматовой в поздний период творчества (1959 г). Оно проникнуто печальными размышлениями поэтессы о давно ушедшей молодости, которая уже никогда не вернется.

Лирическая героиня мечтает вернуться в прошлое, когда ее чувства и ощущения были еще наполнены молодостью и свежестью. Она вспоминает о «единственном саде», в котором она проводила самые лучшие дни. Расположенные в том саду статуи бережно хранят воспоминания о юной поэтессе. Она хотела бы вновь услышать воображаемый «мачт корабельных… скрип», увидеть плывущего лебедя.

Молодость лирической героини была самым счастливым временем в ее жизни. Возврат в прошлое позволил бы сбросить с себя невероятно тяжелый груз прожитых лет, забыть обо всех радостях и огорчениях взрослой жизни. Поэтесса использует очень яркий образ для описания этого долгого времени: мертвый сон «сотен тысяч шагов врагов и друзей».

В произведении четко прослеживается двойственность образов: «статуи помнят» — «я их… помню»; «царственные липы» — «мачты корабельные»; «лебедь» — отраженный в воде «двойник»; «врагов и друзей». Это противопоставление подчеркивает различие между прошлым и настоящим, старым Петербургом и современным Ленинградом.

Летний сад ассоциируется у Ахматовой с райским Эдемом. Это таинственное место, где творческий человек может почувствовать настоящую свободу. Сад уже не принадлежит этому миру, поэтому найти его можно только в прошлом. Лирическая героиня совершает мысленную прогулку по своему саду. Мимо нее проходит бесконечная вереница теней. Временные границы стираются, но пространственные остаются: «от вазы гранитной до двери дворца». В таинственном саду царит волшебная атмосфера: «шепчутся белые ночи», «все перламутром и яшмой горит».

В целом произведение «Летний сад» содержит два смысловых уровня. На первом Ахматова предается воспоминаниям о своей духовной родине. На протяжении всей жизни поэтесса не скрывала своего восхищения перед строгой красотой старинного Санкт-Петербурга. На втором уровне воспоминания переходят в другое измерение. Реальный Летний сад превращается в таинственный Эдем. Еще в юности Ахматова писала, что в ее сознании было несколько Петербургов. Один из них надежно хранил память о поэтессе. В последние годы жизни она мечтала вернуться в этот самой дорогой ее сердцу город.

Источник

🍀 Летний сад

Розы в летнем саду

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

Читайте также:  Апартаменты пляж сады морей

Предыдущим мы анализировали стихотворение «Я умею любить», написанное Ахматовой в 17 лет на самой заре поэтической карьеры, сегодня же разберем стих «Летний сад», увидевший свет в 1959 году, когда Анне Андреевне уже 70 лет.

👀 Какие разные произведения, какая разная поэтесса – в 1906 году – это смелая девочка, которой кажется, что она разгадала загадку любви, а в 70 лет (1959 год) это покрытая сединой женщина, ищущая, но не способная найти, скрытый от глаз источник света жизни.

Зрелость противостоит молодости, практика жизни теории, признание надеждам.

Возвращение в сад юности

☝ В стихотворении «Летний сад» Анна Ахматова описывает сад в Царском Селе, где прошла её молодость, где пробежали лучшие годы, где рождалась и умирала любовь.

Умудренная опытом, поэтесса желает снова оказаться в этом саду и увидеть розы, которые в 17 лет цветут другим цветом и пахнут иначе. Героиня желает заглянуть в глаза царскосельских статуй, помнящих её молодой и хочет услышать скрип корабельных мачт в душистой тиши царственных лир.

Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

Попытка вернуться воспоминаниями в Летний сад – это ностальгия по молодости, не ведавшей границ и готовой пешком перейти горы ради поцелуя или нежного взгляда. Это воспоминание любви и песнь ей с колокольни зрелости, с небосвода достигнутых страстей и разлук, поцелуев на века и встреч на минутку.

Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.

😢 Признаемся, что источник жизненного света, маячок любви, светлячок счастья, как были недостижимы в полной мере в юности, так и не приелись в зрелости. Тайна лишь чуть-чуть приоткрылась, поцеловала в краешек губ и скрылась в сумерках белой питерской ночи.

Анализ троп и жанра

✔ Стих «Летний сад» написан в жанре элегии и имеет смежную рифмовку (сад – оград; молодой – водой). Рифмы женские (века) и мужские (двойника).

В качестве средств выразительности Ахматова использовала несколько олицетворений:

✔ Единственная метафора «лебедь плывет сквозь века».

Интересно пересечение двух инверсий:

«Я к розам хочу» и «где лучшая в мире стоит из оград».

Первая акцентирует внимание на глаголе «хочу», вторая выделяет из строки существительное «ограда», которая стоит преградой между желанием и его реализацией.

Также отметим в стихе эпитеты:

  1. Царственные липы.
  2. Белые ночи.
  3. Тайная любовь.
  4. Душистая тишь.
  5. Единственный сад.

☝ Стихотворение является попыткой Ахматовой ностальгировать и в мыслях ещё раз побывать в юности, где её ждет летний сад с первыми поцелуями и ответами на вопросы жизни.

Читает Алла Демидова

ТОП русской поэзии

  • ✔ Анна Ахматова
  • ✔ Александр Блок
  • ✔ Валерий Брюсов
  • ✔ Иосиф Бродский
  • ✔ Иван Бунин
  • ✔ Константин Бальмонт
  • ✔ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Николай Гумилёв
  • ✔ Сергей Есенин
  • ✔ Николай Заболоцкий
  • ✔ Михаил Лермонтов
  • ✔ Владимир Маяковский
  • ✔ Осип Мандельштам
  • ✔ Владимир Набоков
  • ✔ Николай Некрасов
  • ✔ Борис Пастернак
  • ✔ Игорь Северянин
  • ✔ Федор Тютчев
  • ✔ Афанасий Фет
  • ✔ Марина Цветаева

Источник

Оцените статью