Адаптивная группа в саду

Особенности адаптивной физической культуры в дошкольной образовательной организации
методическая разработка по физкультуре

Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями.

Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с нарушениями развития (отклонения в физическом и (или) психическом развитии). Это предполагает, что физическая культура во всех её проявлениях должна стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Почему НЕОБХОДИМО адаптировать физкультуру для ребенка с ОВЗ или нарушениями в развитии:

— неадекватное или полевое поведение:

— нарушения функций внимания внимание (отвлекаемость, рассеяность, фрагментарность, низкая возможность сосредоточиться и др.);

— нарушения крупной моторики (двигательная расторможенность, скованность, нарушения плавности, гипо- или гепер- тонус мышц, нарушения зрительно-моторной координации и т.д.);

— нарушения восприятия вербальной информации (искаженное восприятие или неадекватное или не полное восприятие инструкции);

— нарушение саморегуляции (несформированность эмоционально-волевой сферы, агрессия);

— индивидуальные особенности ребёнка: нарушения зрения, слуха, интеллекта и т.д.

А так же адаптировать физическую культуру для ребенка с ОВЗ или с нарушениями в развитии, но не имеющего статус ОВЗ, необходимо, так как физическое воспитание в основном связано с двигательной активностью, и травм опасность для всех детей возрастает, так как педагог отвлекается во время занятия. И происходит провоцирование других детей на неадекватные действия.

Рассмотрим варианты адаптивной физкультуры в условиях ДОУ:

  1. Если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, у него есть курсы повышения квалификации для обучения детей с ОВЗ, есть дополнительное время в штатном расписании на индивидуальные занятия, то специалист составляет программу, вносит её в АОП и реализует по индивидуальному расписанию для конкретного ребёнка, имеющего статус ОВЗ.
Читайте также:  Улитки в саду виды

В нашем детском саду такой вариант адаптивной физкультуры осуществляет инструктор по плаванью с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития (РАС, умственная отсталость, ДЦП, синдром Дауна).

  1. Если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, у него есть курсы повышения квалификации для обучения детей с ОВЗ, нет дополнительного время в штатном расписании на индивидуальные занятия, то специалист составляет часть АОП по физическому развитию и реализует в процессе инклюзивного образования, т.е. во время занятий с группой комбинированной направленности или в инклюзивной группе, где обучается ребёнок ОВЗ. Во время занятий воспитатель под руководством инструктора взаимодействует с ребёнком, учитывая все рекомендации специалиста. Если детей с ОВЗ, требующих сопровождение на занятиях по физической культуре больше, то подключаются другие помощники (психолог, дефектолог, логопед, младший воспитатель, родитель и др.) исходя из описанной в АОП необходимости сопровождения именно на занятиях физкультурой.

В нашем детском саду такой вариант адаптивной физкультуры осуществляет инструктор по адаптивной физкультуре в группах компенсирующей направленности. При необходимости в качестве помощников привлекаются не только воспитатели, а и специалисты – логопеды, психолог, дефектолог.

  1. Если в ДОУ нет инструктора по физической культуре, то у воспитателя есть курсы повышения квалификации для обучения детей с ОВЗ, а значит, нет дополнительного время в штатном расписании на индивидуальные занятия. Воспитатель так же составляет часть АОП по физическому развитию и реализует в процессе инклюзивного образования, т.е. во время занятий с группой комбинированной направленности или в инклюзивной группе, где обучается ребёнок ОВЗ. Во время занятий по физической культуре для детей с ОВЗ, если есть необходимость и это прописано в АОП, должно быть организовано сопровождение помощниками.

Что делать, если нарушения в развитии есть, но у ребёнка нет статуса ОВЗ?

  1. Направляем запрос на ППк о необходимости рассмотрения вопроса направления ребёнка на городскую ПМПК.
  2. Берём у родителя согласие на диагностику ребёнка специалистами ДОУ.
  3. Приглашаем родителей на ППк, если согласны получать статус ОВЗ, направляем на ПМПК, если не согласны, предлагаем сопровождать ребенка по индивидуальному маршруту, причины в характеристиках специалистов. По истечении времени, отведённом на реализацию маршрута, снова приглашаем родителя и знакомим с результатами сопровождения, если результаты не достаточны, настаиваем на ПМПК.
  4. Так как не имеем право не брать ребёнка на занятия, но и не имеем помощника, то во время занятий необходимо находиться с ребёнком в постоянном физическом контакте. Держать за руку, показывать упражнения на ребёнке, совместно включаться в игру, привлекать норма типичных детей к совместным упражнениям или к оказанию помощи, если ребёнок не проявляет агрессию.
  5. Если воспитатель вынужден находиться на занятиях по физической культуре без помощника, и не удаётся избегать ситуации, вызванных вышеперечисленными причинами, необходимо ставить в известность как родителей ребёнка с нарушениями в развитии, так и администрацию ДОУ. Для этого рекомендую вести журнал консультации с родителями, где будут прописаны возникающие ситуации, после консультации предложите родителю поставить подпись. Такая мера поможет убедить родителя получить ребёнку статус ОВЗ. Регулярно знакомьте администрацию с содержанием консультации и возникающих проблем, просите поставить подпись. Такая мера поможет обезопасить вас как педагога и в дальнейшем может служить доказательством ваших активных действий при сложившихся ситуациях.
Читайте также:  Ее взгляд был полон сад

Адаптивная физкультура в рамках АОП может имеет те же разделы содержания, что и раздел физического воспитания общеобразовательной программы, отличием будет только уровень усвоения. Не исключаются и отличия содержания и средств, в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребёнка.

Дополнительным средством при необходимости является наличие помощника.

Методы физического развития и воспитания будут отличаться в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

1. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. – М.: Медицина, 2012 – 128 с.

2. Карасева С.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Русское слово – учебник, 2014. – 146 с

3.Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. – М.: СпортАкадемПресс, 2002 – 140 с.

Источник

Оцените статью