Адаптационная площадка
Основной целью организации адаптационной площадки в условиях кратковременного пребывания детей является формирование у детей психологической готовности к поступлению в дошкольное учреждение.
• плавный переход от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в дошкольном учреждении;
• разностороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям дошкольного учреждения;
• оказание содействия семье в физическом, психическом и личностном развитии ребёнка раннего возраста;
• повышение родительской компетентности.
Приоритетными направлениями в содержании образовательной работы с детьми раннего возраста на адаптационной площадке в условиях кратковременного пребывания являются:
• приобретение социального опыта детьми раннего возраста;
• формирование средств общения со взрослыми и детьми;
• ориентирование на личностное развитие детей;
• развитие навыков в разных видах деятельности с учётом возможностей и интересов детей, потребностей родителей.
На первом этапе посещения адаптационной группы малыши занимаются вместе со своими родителями: рисуют, играют в парах, конструируют. В ходе совместной деятельности формируются навыки общения с ребёнком. Педагоги наблюдают и изучают особенности поведения каждого малыша, выясняют его желания, умения. Создаются благоприятные условия для эмоционального общения с каждым ребёнком.
На втором этапе, когда ребёнок осознал, что в окружающей его обстановке нет опасности, с группой малышей занимается педагог, а родители наблюдают за образовательным процессом.
На третьем этапе малыши остаются с педагогом, а узкие специалисты консультируют родителей. Первое время отсутствие мамы непродолжительно, ребёнок может убедиться в том, что она рядом и никогда его не оставит. Педагог организовывает совместную игровую деятельность детей. Родители получают возможность повысить свой уровень психолого-педагогических знаний о возрастных особенностях развития ребёнка.
На четвёртом этапе ребёнок готов оставаться без мамы длительный период в уже знакомой ему обстановке. Кратковременное систематическое пребывание детей вместе с мамой (другими членами семьи) в учреждении дошкольного образования способствует их полноценному развитию, облегчает в дальнейшем адаптацию при поступлении в дошкольное учреждение на полный рабочий день. В свою очередь, родители получают педагогические знания о развитии своих детей.
В отличие от групп детского сада, родители на адаптационной площадке находятся постоянно с детьми, наблюдая за ними либо принимая участие в организованных педагогом играх.
В играх-занятиях у малышей формируются, углубляются и уточняются представления об окружающем мире, совершенствуются практические умения и навыки. Планируя, организуя игры-занятия с нашими воспитанниками, мы решаем не только образовательные и развивающие задачи, но и воспитательные: формируем первичный практический опыт морального поведения в кругу сверстников. Эффективность игр-занятий определяется умением детей применять полученные представления в самостоятельной деятельности.
После занятий звучит спокойная музыка или детские песенки, и мамы с малышами расходятся по группе, выбирая себе игры, занятия. Профессионализм педагогов позволяет формировать адекватные возрасту способы и средства общения детей и родителей.
Детский психолог помогает родителям понять, с чем связаны особенности поведения их ребёнка (непослушание, капризы, упрямство, сложности в контакте с детьми и взрослыми и т.д.).
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями в адаптационной группе неоспоримы и многочисленны:
• положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем, учитывая их мнения, предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагогам, в свою очередь, гарантированы поддержка, понимание со стороны родителей в большинстве проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
• учёт индивидуальности ребёнка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего будущего воспитанника и учитывает их в работе;
• возможность объединения усилий дошкольного учреждения и семьи в обучении, воспитании и развитии ребёнка.
При кратковременном пребывании детей в детском саду в процессе общения, занятий, игр со сверстниками закладывается базис личностной культуры ребёнка, необходимой для успешной социализации.
Заметна положительная динамика в развитии детских видов деятельности. Всё это — результат целенаправленной системной работы педагогов адаптационной группы, родителей и содержательной предметно-развивающей среды, мотивирующей деятельность детей с учётом разного уровня их развития.
ПЛАН РАБОТЫ АДАПТАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ В УСЛОВИЯХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ
Организационная встреча администрации и родителей (за день до начала открытия работы адаптационной площадки).
Знакомство с планом работы и правилами посещения:
— представление педагогов, которые будут работать с детьми;
— заключение договоров о предоставлении услуги;
-анкетирование «Прогноз адаптации Вашего ребенка».
ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
I часть — приветствие.
9.45—10.00 — приём детей «Мы вас ждали!»
II часть — основная
10.00—10.15 — специально организованная деятельность (по выбору, зависит от цели данного занятия):
• задания по сенсорному развитию (ориентировка в величине, форме, цвете предметов);
• развитие речи (занятия с картинками, сюжетные показы, показы простых предметов и их называние, рассказ без показа; рассказывание сказок);
• физические упражнения (ОРУ, основные виды движений, игры малой и средней подвижности);
• дыхательные упражнения с элементами психогимнастики;
• музыкальная деятельность (использование детских песенок, потешек, попевок с целью развития координации движений, умения соотносить слова текста с движениями).
10.15—10.35 — перерыв «Островок здоровья».
10.35—10.55 — продолжение специально организованной деятельности: продуктивная деятельность (ознакомление с искусством и развитие изобразительной деятельности: аппликация без наклеивания, лепка, конструирование, рисование совместно с родителями).
10.55—11.30 — совместная игровая деятельность детей и взрослых «Радуга настроения».
Работа консультационного пункта для родителей «Справочное бюро».
III часть — заключительная (прощание).
11.30—11.45 — уход детей домой «До новых встреч!»
ПРАВИЛА ПРЕБЫВАНИЯ НА АДАПТАЦИОНОЙ ПЛОЩАДКЕ
- Ребёнок посещает площадку только в сопровождении родителей или близких.
- Ребёнок и сопровождающие должны быть здоровыми.
- Родители активно участвуют в деятельности детей на площадке, следуют рекомендациям педагогов.
- Ответственность за жизнь и здоровье детей во время занятий несут родители.
- Взрослым и детям необходима сменная обувь. Одежда и обувь должны быть удобными, не ограничивать движений в деятельности, которая им предлагается.
- Запрещается приносить на площадку продукты питания, жвачки (детям и взрослым). Не желательно приносить игрушки из дома.
- В случае невозможности прийти на площадку необходимо предупредить администрацию учреждения образования.
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- «Психофизическая характеристика детей дошкольного возраста»
- «Как необходимо подготовить ребёнка к поступлению в детский сад»
- «Как себя вести, когда ребёнок впервые идёт в детский сад»
- «Эмоциональный мир ребёнка»
- «Ребёнок стремится познать окружающий мир»
- «Сенсомоторное развитие детей»
- «Музыкальное воспитание детей»
Источник
Адаптационная площадка
Поступление ребенка в детский сад часто вызывает у него стрессовое состояние. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Малыш впервые расстается с мамой на целый день, он попадает в коллектив незнакомых сверстников и необычную обстановку. Большое количество новых лиц, непривычная атмосфера детского коллектива являются причинами возникновения стресса.
Поступление ребенка в детский сад может быть для него не только болезненным, но и радостным. Если педагоги и родители объединяют свои усилия для целенаправленной планомерной подготовки малыша к детскому саду, он начинает ждать этого события и быстро привыкает к новым для него условиям.
В соответствии с п.43 Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 25.07.2011 № 150, с целью обеспечения более успешной адаптации детей раннего возраста, впервые поступающих в ясли-сад, их ранней социализации, установления сотрудничества дошкольного учреждения и семьи организуется работа адаптационной площадки для детей в возрасте от 2 до 3 лет, не посещающих учреждение дошкольного образования и поступающих в детский сад в текущем учебном году, и их родителей.
Что такое адаптационная площадка и какова ее цель?
Хочется собрать на игровой площадке всех участников этого процесса – ребенка, педагога и родителей – и при тесном ролевом сотрудничестве не только познакомиться и узнать друг друга поближе, но и выработать адекватный для всех стиль поведения, снять тревогу, получить достоверную и полную информацию по интересующим вопросам.
Основной целью организации адаптационной площадки является формирование у детей психологической готовности к поступлению в учреждение дошколного образования.
- плавный переход от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в дошкольном учреждении;
- разностороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям дошкольного учреждения;
- оказание содействия семье в физическом, психическом и личностном развитии ребёнка раннего возраста;
- повышение родительской компетентности.
Приоритетными направлениями в содержании образовательной работы с детьми раннего возраста на адаптационной площадке являются:
- приобретение социального опыта детьми раннего возраста;
- формирование средств общения со взрослыми и детьми;
- ориентирование на личностное развитие детей;
- р азвитие навыков в разных видах деятельности с учётом возможностей и интересов детей, потребностей родителей.
Какова при этом роль родителей?
Малыши занимаются вместе со своими родителями: рисуют, играют в парах, конструируют. В ходе совместной деятельности формируются навыки общения с ребенком. Педагоги наблюдают и изучают особенности поведения каждого малыша, выясняют его желания, умения. Создаются благоприятные условия для эмоционального общения с каждым ребенком.
Кто из педагогов работает с будущими воспитанниками детского сада?
С детьми на адаптационной площадке работают воспитатели, которые будут набирать этих детей. Им помогают музыкальные руководители, руководитель физического воспитания, педагог-психолог, учитель-дефектолог. Общими усилиями они смогут наладить доброжелательные отношения с детьми, завлечь их интересной деятельностью.
Правила пребывания на адаптационной площадке:
- Ребёнок посещает площадку только в сопровождении родителей или близких.
- Ребёнок и сопровождающие должны быть здоровыми.
- Родители активно участвуют в деятельности детей на площадке, следуют рекомендациям педагогов.
- Ответственность за жизнь и здоровье детей во время занятий несут родители.
- Взрослым и детям необходима сменная обувь. Одежда и обувь должны быть удобными, не ограничивать движений в деятельности, которая им предлагается.
- Запрещается приносить на площадку продукты питания, жвачки (детям и взрослым). Не желательно приносить игрушки из дома
- В случае невозможности прийти на площадку необходимо предупредить администрацию учреждения образования (тел.: 61-10-25, 61-10-26).
Источник