4_класс_тема_жизнь_леса

Конспект урока по окружающему миру на тему «Жизнь леса.» (4 класс)

сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов, развивать творческие способности учащихся, воспитывать бережное, чуткое отношение к природе.

Тип урока : комбинированный.

Планируемые результаты :

Формирование представления о лесе как о природном сообществе. Развитие умений узнавать и называть представителей лесного сообщества, выделять экологические связи в лесу, моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества. Осознавать разрушительное и негативное воздействие на лес человека. Формулировать правила поведения в лесу.

Проявлять интерес к изучению темы, развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, проявлять желание решить проблему, используя приобретённые знания.

познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

регулятивные УУД: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.

Оборудование : карточки, презентация.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

— Какие типы почв в нашем крае? Дайте их характеристику.

1. Характерные почвы нашего края:

б) подзолистые г) серые лесные

2. Черноземные почвы преобладают:

б) в лесной зоне г) в пустынях

3. Плодородие почвы зависит от количества:

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

6. В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли +

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух

7. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты

в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения +

г) прекратить сельскохозяйственную деятельность

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за:

9. Какое из высказываний верно?

Читайте также:  Ест_ли_мышь_ягоды

а) Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие. +

б) Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность.

в) Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

г) Почва теряет плодородие, если гибнут черви, личинки насекомых, бактерии. +

III . Целеполагание

— О чем идет речь в загадке?

— Почему он назван городом? (Предположения детей.)

— О чем будем говорить на уроке? (О лесе.)

— Прочитаем тему урока, записанную на доске. («Жизнь леса».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

IV . Работа по теме урока

-А как вы понимаете, что такое лес? (Лес – это участок земли, на котором растут деревья, кустарники, травы, грибы)

— Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?

— Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»? (Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой)

— СООБЩЕСТВО — группа растительных или животных организмов, живущих вместе.

— Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения.

1 ярус – это многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Слайд 5) (Это – деревья). Им надо больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев.

— Приведите примеры первого яруса.

2 ярус – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Это – кустарники). Давайте приведем примеры? (Слайд 6)

3 ярус – растения с мягкими зелеными стеблями (Это – травы). (Слайд 7)

4 ярус – это мхи и лишайники. (Слайд 8)

— Для кого лес является домом?

Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными.

Читайте также:  Лес_альянс_адмирала_корнилова

— Сядьте группами. У вас на партах лежат картинки леса и конверты с животными. Попробуйте расселить животных по месту их обитания. Наклеивайте животных на картинку.

—А теперь проверьте, правильно ли вы расселили животных. У кого есть ошибки.

— Как вы думаете, могут ли существовать растения и животные друг без друга?

(Ученики выполняют задание 2 на с. 164 учебника.)

Родной край — часть большой страны

— Расскажите об экологических связях в смешанном лесу. (Высказывания детей.)

— Что такое лес? Дайте определение. (Ответы детей.)

— Проверим ваши ответы по тексту учебника.

Работа по учебнику С. 164-165

— Прочитайте текст. Сформулируйте вопросы к нему. (Ученики читают текст самостоятельно. Вопросы друг другу задают в виде игры «Ты — мне, я — тебе».)

V . Физкультминутка

VI . Продолжение работы по теме урока

с. 168 (Ученики читают текст и составляют рассказ об экологических связях в сообществе леса.)

Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.

— Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старыхнет.)

Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

— Составим рассказ о лесном сообществе по предложенному плану на с. 165 учебника.

В шляпках молодцы стоят. (Грибы.) (Слайд 10)

Золотое правило грибника: «Не знаешь — не бери!»

Игра «Да нет»

(Задаю вопрос, дети отвечают «да» или «нет».)

— Грибы — это растения? (Нет.)

— Ложные опята, бледная поганка — несъедобные грибы? (Да.)

— Рыжик, лисичка — съедобные грибы? (Да.)

— Может ли гриб вырасти на дереве? (Да.)

— Животные едят несъедобные грибы? (Да.)

Читайте также:  Автобус_южная_автостанция_кенский_лес

— Может ли гриб дерево съесть? (Да.)

— Самый ядовитый гриб — мухомор? (Нет.)

— Съедобен ли дождевик? (Да.)

— За грибами следует отправляться днем? (Нет.)

VII . Подведение итогов урока

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 169 учебника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

VIII . Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

Прочитать текст на с. 164—169 учебника. РТ: с. 59, упр. 1,3.

Источник

Конструкт урока окружающего мира 4 класс «Жизнь леса»

Цель : создание условий для формирования (оценки) личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся по теме в соответствии с требованиями ФГОС:

личностные результаты: достижение ключевых ценностных отношений обучающихся к образовательному процессу, его результатам и его участникам (осознание, готовность, ориентация, восприимчивость, установка).

метапредметные результаты :

регулятивные УУД (планирование ): способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, актуальный контроль на уровне произвольного внимания,

коммуникативные УУД : умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию, владение речевой деятельностью,

познавательные УУД : формировать операции замещения, моделирования, кодирования и декодирования информации, логические операции, освоение общих способов решения задач,

регулятивные УУД (контроль и оценка ): контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы, осуществлять предвосхищающий и констатирующий контроль по результату и способу действия.

предметные результаты : распознавать изученные объекты и явления живой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе; соблюдать правила нравственного поведения на природе.

Этапы урока (решение учебной задачи)

Совместная деятельность

Источник

Оцените статью