Конспект урока по окружающему миру на тему «Жизнь леса.» (4 класс)
сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов, развивать творческие способности учащихся, воспитывать бережное, чуткое отношение к природе.
Тип урока : комбинированный.
Планируемые результаты :
Формирование представления о лесе как о природном сообществе. Развитие умений узнавать и называть представителей лесного сообщества, выделять экологические связи в лесу, моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества. Осознавать разрушительное и негативное воздействие на лес человека. Формулировать правила поведения в лесу.
Проявлять интерес к изучению темы, развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, проявлять желание решить проблему, используя приобретённые знания.
познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
регулятивные УУД: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения.
Оборудование : карточки, презентация.
I . Организационный момент
II . Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
— Какие типы почв в нашем крае? Дайте их характеристику.
1. Характерные почвы нашего края:
б) подзолистые г) серые лесные
2. Черноземные почвы преобладают:
б) в лесной зоне г) в пустынях
3. Плодородие почвы зависит от количества:
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
6. В состав почвы входят:
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли +
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух
7. Для защиты почвы на полях необходимо:
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения +
г) прекратить сельскохозяйственную деятельность
8. Один сантиметр почвы в природе образуется за:
9. Какое из высказываний верно?
а) Если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие. +
б) Внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность.
в) Почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.
г) Почва теряет плодородие, если гибнут черви, личинки насекомых, бактерии. +
III . Целеполагание
— О чем идет речь в загадке?
— Почему он назван городом? (Предположения детей.)
— О чем будем говорить на уроке? (О лесе.)
— Прочитаем тему урока, записанную на доске. («Жизнь леса».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
IV . Работа по теме урока
-А как вы понимаете, что такое лес? (Лес – это участок земли, на котором растут деревья, кустарники, травы, грибы)
— Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему?
— Как вы понимаете слово «СООБЩЕСТВО»? (Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой)
— СООБЩЕСТВО — группа растительных или животных организмов, живущих вместе.
— Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения.
1 ярус – это многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Слайд 5) (Это – деревья). Им надо больше света, поэтому они образуют верхний ярус, другим растениям требуется меньше света, поэтому они могут жить в тени деревьев.
— Приведите примеры первого яруса.
2 ярус – это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Это – кустарники). Давайте приведем примеры? (Слайд 6)
3 ярус – растения с мягкими зелеными стеблями (Это – травы). (Слайд 7)
4 ярус – это мхи и лишайники. (Слайд 8)
— Для кого лес является домом?
Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными.
— Сядьте группами. У вас на партах лежат картинки леса и конверты с животными. Попробуйте расселить животных по месту их обитания. Наклеивайте животных на картинку.
—А теперь проверьте, правильно ли вы расселили животных. У кого есть ошибки.
— Как вы думаете, могут ли существовать растения и животные друг без друга?
(Ученики выполняют задание 2 на с. 164 учебника.)
Родной край — часть большой страны
— Расскажите об экологических связях в смешанном лесу. (Высказывания детей.)
— Что такое лес? Дайте определение. (Ответы детей.)
— Проверим ваши ответы по тексту учебника.
Работа по учебнику С. 164-165
— Прочитайте текст. Сформулируйте вопросы к нему. (Ученики читают текст самостоятельно. Вопросы друг другу задают в виде игры «Ты — мне, я — тебе».)
V . Физкультминутка
VI . Продолжение работы по теме урока
с. 168 (Ученики читают текст и составляют рассказ об экологических связях в сообществе леса.)
Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.
— Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых — нет.)
Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
— Составим рассказ о лесном сообществе по предложенному плану на с. 165 учебника.
В шляпках молодцы стоят. (Грибы.) (Слайд 10)
Золотое правило грибника: «Не знаешь — не бери!»
Игра «Да — нет»
(Задаю вопрос, дети отвечают «да» или «нет».)
— Грибы — это растения? (Нет.)
— Ложные опята, бледная поганка — несъедобные грибы? (Да.)
— Рыжик, лисичка — съедобные грибы? (Да.)
— Может ли гриб вырасти на дереве? (Да.)
— Животные едят несъедобные грибы? (Да.)
— Может ли гриб дерево съесть? (Да.)
— Самый ядовитый гриб — мухомор? (Нет.)
— Съедобен ли дождевик? (Да.)
— За грибами следует отправляться днем? (Нет.)
VII . Подведение итогов урока
— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.) (Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 169 учебника.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
VIII . Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
Прочитать текст на с. 164—169 учебника. РТ: с. 59, упр. 1,3.
Источник
Конструкт урока окружающего мира 4 класс «Жизнь леса»
Цель : создание условий для формирования (оценки) личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся по теме в соответствии с требованиями ФГОС:
личностные результаты: достижение ключевых ценностных отношений обучающихся к образовательному процессу, его результатам и его участникам (осознание, готовность, ориентация, восприимчивость, установка).
метапредметные результаты :
регулятивные УУД (планирование ): способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, актуальный контроль на уровне произвольного внимания,
коммуникативные УУД : умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, адекватно передавать информацию, владение речевой деятельностью,
познавательные УУД : формировать операции замещения, моделирования, кодирования и декодирования информации, логические операции, освоение общих способов решения задач,
регулятивные УУД (контроль и оценка ): контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы, осуществлять предвосхищающий и констатирующий контроль по результату и способу действия.
предметные результаты : распознавать изученные объекты и явления живой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе; соблюдать правила нравственного поведения на природе.
Этапы урока (решение учебной задачи)
Совместная деятельность
Источник