- Лев ТОЛСТОЙ Яблони
- Яблони
- 1. Определите вид связи придаточных предложений с главным:
- Тема: «Сложноподчиненное предложение»
- Типы связи придаточных предложений в составе сложного предложения Упражнение 11. Предложения с последовательным подчинением придаточных. Подчеркните главные члены, задайте вопросы к придаточным частям. Образец. Он чувствовал, (что побледнел), (когда перешел через порог гостиной). 1. Я открыл глаза тогда, (когда услышал), (что до берега недалеко). 2. Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на которого нельзя надеяться). 3. Она гонит от себя впечатления этой сцены, (потому что чувствует), (что готова расплакаться). 4. Послы сказали, (что возьмут с условием), (если и он примет ответный подарок). Упражнение 12. Определите границы придаточных частей скобками, расставьте знаки препинания. Образец: Мне показалось, (что один из них поклонился нам), (когда мы поравнялись с ними). 1. Я полагаю что все короли хотят чтобы мы приняли турецкую веру. 2. За нами долго следила японская джонка чтобы посмотреть куда мы направимся. 3. Нехорошо что у вас все больные такой крепкий табак курят что всегда расчихаешься когда войдешь. 4. Вы думали что я буду слушать смиренно дерзости потому что у меня нет денег которые бы я мог бросить на стол. 5. Я забыл сказать что губернатор ужасно обрадовался когда объявили ему что мы уходим. Упражнение 13. Предложения с параллельным (неоднородным) подчинением. Покажите границы главного и придаточных предложений, задайте к придаточным предложениям вопросы. [Но теперь, (когда я могу рассуждать), я уверена], (что ты останешься жив). 1. Индюшка любила жаловаться, когда была голодна, и требовала, чтобы Индюк ее жалел. 2. Зато, чтоб утешить меня, он приказал ему верхом объехать поле и взял меня с собою, чтобы при мне поймать зайца. 3. Я желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время. 4. Чичиков заметил, что в самом деле неприлично такое безучастие к чужому горю, и потому вздохнул тут же и сказал, что соболезнует. Упражнение 14. Подчеркните главные члены, укажите границы главного и придаточных предложений, к придаточным задайте вопросы, расставьте знаки препинания. 1. Везде где только сидят он останавливался чтоб показать себя. 2. Утром когда мы опять остановились пить чай я узнал что мои страхи были не совсем неосновательны. 3. Нина просила не рассказывать никому что она проболталась и уверяла что ее будут очень ругать. 4. Накануне вечером когда я уже спал отец мой виделся с теми стариками которые гостили у брата. 5. Впоследствии когда мои слова сделались известны тетушкам они заставили меня повторять их и так хохотали что приводили меня в совершенное изумление. Упражнение 15. Однородные придаточные предложения. Задайте вопросы к придаточным предложениям. Образец. Все говорили, (что я переменился), (что я вырос и поумнел). 1. Ко мне пришел Савич сказать, (что последняя лодка идет на берег), (чтоб я поторопился). 2. В то же время мелькала у меня мысль, (что я спрятался), (что маменька не услышит моих слез). 3. Там был старенький домишко, (где жил некогда мой дедушка), (где родились все мои тетки и мой отец). Упражнение 16. Однородные придаточные, связанные союзом И. Подчеркните главные члены. Задайте к придаточным частям вопросы. 1. Расскажи мне хорошенько, каков он собою и что он за человек. 2. Мать сказала, что устала лежать и (что) ей хочется посидеть. 3. Они убегали на Запорожье, если умели найти дорогу и если не были перехватываемы на пути. 4. Его надо видеть летом, когда все деревья будут покрыты плодами и (когда) заиграют все мои двадцать родников. 5. Я хочу рассказать вам историю женщины, которую вы все видели и которую никто из вас не знал. Упражнение 17. Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными придаточными. Объясните графически. 1. Мы остановились около какого-то шалаша где продавали прохожим хлеб и где наши матросы купили страусовых яиц. 2. Мы тут нашли несколько окаменелостей которые долго у нас хранились и которые можно назвать редкостью. 3. В это время донесли графу что в деревне спрятаны пороховые запасы и нужно опасаться взрыва. 4. В Пекине узнают об этом тогда когда уже будут они под стенами и помешать чужому влиянию будет трудно. 5. К чтению меня также не тянуло потому что все было давно перечитано не один раз и многое выучено наизусть. Упражнение 18. «Стык союзов». Покажите границы частей сложного предложения, расставьте знаки препинания. Образец.[Мы понимаем], (что, (если погода не переменится), _ поездку придется отложить). 1. Случилось так что когда мы ехали не было ни малейшей зыби. 2. Я был уверен что если он понадобится то он сразу же приедет. 3. Я промолчал потому что хотя знал многое но не хотел ссоры. 4. Он знал что еслион протянет руку с кустов посыплется роса. 5. Он отвечал что если бы не он то никто бы не спасся. Тесты. Типы связи придаточных предложений в составе сложного предложения Упражнение 1. Укажите предложения с последовательной связью придаточных (знаки препинания не расставлены). 1. Он увидел на опыте как мечется по этому кругу то что называется Вселенной. 2. Каштанка не понимала отчего это у нее такая тоска и отчего все так беспокоятся и стараясь понять следила за каждым движением хозяина. 3. Проснулся он уже к вечеру когда солнце садилось и его косые лучи красными пятнами чертили на стене силуэт окна. 4. Князь редко оставлял Ирэн одну в обществе когда же светские обязанности разъединяли их следил за ней глазами в которых сквозила странная настороженность и тоска. 5. Она вышла из дома и пошла по аллее в сторону сада когда солнце начало садиться и его лучи окрасили море в густо-зеленый цвет. Упражнение 2. Укажите предложения с однородной связью придаточных (знаки препинания не расставлены). 1. Оставив солдат рассуждать о том как татары ускакали когда увидели гранату я вместе с ротным командиром отошел в сторону. 2. Что именно находилось на куче решить было трудно потому что пыли на ней было в изобилии. 3. Он сказал что это не тучи а туман и завтра будет солнечный день. 4. Он долго не мог разобрать идет ли снег с неба или поднимается туман от земли. 5. Ему показалось что никогда он еще не слышал чтобы ветер свистел и выл так злобно. Упражнение 3. Укажите предложения с параллельной связью придаточных (знаки препинания не расставлены). 1. Я кивнул на кресло возле своего письменного стола и пока он подходил прикинул с кем имею дело. 2. Дом что стоит на горе хорошо виден из нашего окна которое выходит во двор. 3. Приятно слышать как злится вьюга и воет ветер по старым дуплам. 4. Ивану Петровичу казалось что чайные розы которые он сам прививал к кустам шиповника удались ему совершенно исключительно. 5. Когда проснулись не знали который час. Типы придаточных предложений . Повторяем второстепенные члены предложения. Упражнение 19. Задайте вопрос к выделенному слову, покажите стрелкой, от какого слова оно зависит, подчеркните его как член предложения. 1. Голос ее тосклив. _________ 2. Ведь они же, мерзавцы, из этого щи варят. __________ 3. Человек должен научиться подчиняться самому себе. _________ 4. Услышу ли «Лучинушку» сегодня? ________ 5. Мечта уехать отсюда была у него всегда. _________ 6. Впрочем, пушки вскоре стихли. __________ 7. Но из всех людей, причастных к цирку, атлеты вызывали у доктора особенное почтение. _________ 8. То же самое поняли и горожане. __________ 9. Арбузов стал просить его отложить сегодняшнюю борьбу на день. _________ 10. Михаленко с Лидиным сели после обеда играть в шестьдесят шесть. _________ Упражнение 20. Каким членом предложения является выделенное слово? 1. Также ложились лучи солнца на их золотой ковер. _________ 2. Я ведь лучше его тактику знаю. __________ 3. Жизнь побежденным не награда. __________ 4. Всестремления природы завершаются человеком. _________ 5. Вещий сон гремит, катится к постели Алексея Турбина. _________ 6. Напротив стояла кровать дедушки. _________ 7. Это была прелестная девушка лет двадцати. _________ 8. Его Василиса спрятала у себя в потайной комнате. _________ 9. По команде «вперед» оба противника пошли друг другу навстречу. _________ 10. Прапорщик Лбов, отличный гимнаст, быстро снял с себя шинель. __________ Упражнение 21. Виды обстоятельств: – образа действия (как, каким образом?); – цели (зачем, для какой цели?); – меры и степени (в какой мере?); – уступки (хотя, вопреки, несмотря на то что…); – условия (при каком условии?) Определите вид выделенного обстоятельства. А) 1. Я выехал в девять утра. 2. Это произошло за границей. 3. Стремительнонадвигалась ночь. 4. Звон в ушах почти смолк. 5. С этими неприятными ощущениями я кое-каксправился. 6. Несмотря на гетры, у меня мерзли ноги. 7. Я трясся от смеха. 8. Быстрым шагом я спустился по лестнице. 9. Этот человек в случае надобности может заменить заболевшего актера. 10. Я вышел во двор освежиться. Б) 1. Весь хутор жил одной семьей. 2. Она не узнала меня вопреки всему. 3. Никогдане надо делать человека участником зла. 4. Все одинаково боятся. 5. При желанииможно научиться всему. 6. Страх возникает вследствие бессилия духа. 7. Человека нужно оценивать по его делам. 8. В комнате было уже довольно светло. 9. На свете остаются жить только добрые дела. 10. От безделья приходит скука. Упражнение 22. Задайте вопрос к выделенным придаточным частям. 1. Вечером я встретился с другом, который меня уже ждал. 2. В тот час, когда солнце всходит, птицы поют звонче. 3. Он виртуозно показывал, как шумит ручей. 4. Мы не спросили, чего он боится. 5. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов. 6. Мальчик готовился к контрольной работе так, как советовал учитель. 7. Мы плывем наудачу, так как темнота после зарниц кажется еще гуще. 8. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле тени. 9. У казака такой конь, что сам везде знает дорогу. 10. Человек не может жить, если не верит в завтрашнее счастье. 11. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом. 12. Иван Иваныч приехал на охоту, чтобы подышать свежим воздухом. Упражнение 23. Определите тип придаточного. 1. Ненавижу вас за то, что ваш успех мешает вам приехать ко мне. _______________ 2. Если она не приедет, я подожгу ее мельницу. _______________ 3. В природе происходит нечто изумительное, что окупает своей поэзией все неудобства жизни. _______________ 4. Если бы я бросил литературу, сделался садовником, это было бы очень хорошо. _______________ 5. Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу. ______________ 6. Всякого он звал к себе так, словно он был ему до смерти нужен. ____________________ 7. Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком. __________________ 8. И так же дружески он сходился со всеми редакторами, у которых ему случалось печататься. _________________ 9. Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов. ________________ 10. Так как еще недавно сестра Чехова была курсисткой, она благоговела пред любимым профессором. ________________ М.Ю. ОХЛОПКОВА, г. Дубна, Московская обл. Источник статьи: http://rus.1sept.ru/view_article.php?ID=200802006
- Тесты. Типы связи придаточных предложений в составе сложного предложения
- Типы придаточных предложений
Лев ТОЛСТОЙ
Яблони
Я посадил двести молодых яблонь и три года весною и осенью окапывал их, и на зиму завертывал соломой от зайцев. На четвертый год, когда сошел снег, я пошел смотреть свои яблони. Они потолстели в зиму; кора на них была глянцевитая и налитая; сучки все были целы, и на всех кончиках и на развилинках сидели круглые, как горошинки, цветовые почки. Кое-где уже лопнули распуколки и виднелись алые края цветовых листьев. Я знал, что все распуколки будут цветами и плодами, и радовался, глядя на свои яблони. Но когда я развернул первую яблоню, я увидал, что внизу, над самой землею, кора яблони обгрызена кругом по самую древесину, как белое кольцо. Это сделали мыши. Я развернул другую яблоню – и на другой было то же самое. Из двухсот яблонь ни одной не осталось целой. Я замазал обгрызенные места смолою и воском; но когда яблони распустились, цветы их сейчас же спали. Вышли маленькие листики – и те завяли и засохли. Кора сморщилась и почернела. Из двухсот яблонь осталось только девять. На этих девяти яблонях кора была не кругом объедена, а в белом кольце оставалась полоска коры. На этих полосках, в том месте, где расходилась кора, сделались наросты, и яблони хотя и поболели, но пошли. Остальные все пропали, только ниже обгрызенных мест пошли отростки, и то все дикие.
Кора у деревьев – те же жилы у человека: чрез жилы кровь ходит по человеку – и чрез кору сок ходит по дереву и поднимается в сучья, листья и цвет. Можно из дерева выдолбить все нутро, как это бывает у старых лозин, но только бы кора была жива – и дерево будет жить; но если кора пропадет, дерево пропало. Если человеку подрезать жилы, он умрет, во-первых, потому, что кровь вытечет, а во-вторых, потому, что крови не будет уже ходу по телу.
Так и береза засыхает, когда ребята продолбят лунку, чтобы пить сок, и весь сок вытечет.
Так и яблони пропали оттого, что мыши объели всю кору кругом, и соку уже не было хода из кореньев в сучья, листья и цвет.
Источник статьи: http://peskarlib.ru/l-tolstoy/yabloni/
Яблони
Я посадил двести молодых яблонь и три года весною и осенью окапывал их, и на зиму завертывал соломой от зайцев. На четвертый год, когда сошел снег, я пошел смотреть свои яблони. Они потолстели в зиму; кора на них была глянцевитая и налитая; сучки все были целы, и на всех кончиках и на развилинках сидели круглые, как горошинки, цветовые почки. Кое-где уже лопнули распуколки и виднелись алые края цветовых листьев. Я знал, что все распуколки будут цветами и плодами, и радовался, глядя на свои яблони. Но когда я развернул первую яблоню, я увидал, что внизу, над самой землею, кора яблони обгрызена кругом по самую древесину, как белое кольцо. Это сделали мыши. Я развернул другую яблоню — и на другой было то же самое. Из двухсот яблонь ни одной не осталось целой. Я замазал обгрызенные места смолою и воском; но когда яблони распустились, цветы их сейчас же спали. Вышли маленькие листики — и те завяли и засохли. Кора сморщилась и почернела. Из двухсот яблонь осталось только девять. На этих девяти яблонях кора была не кругом объедена, а в белом кольце оставалась полоска коры. На этих полосках, в том месте, где расходилась кора, сделались наросты, и яблони хотя и поболели, но пошли. Остальные все пропали, только ниже обгрызенных мест пошли отростки, и то все дикие.
Кора у деревьев — те же жилы у человека: чрез жилы кровь ходит по человеку — и чрез кору сок ходит по дереву и поднимается в сучья, листья и цвет. Можно из дерева выдолбить все нутро, как это бывает у старых лозин, но только бы кора была жива — и дерево будет жить; но если кора пропадет, дерево пропало. Если человеку подрезать жилы, он умрет, во-первых, потому, что кровь вытечет, а во-вторых, потому, что крови не будет уже ходу по телу.
Так и береза засыхает, когда ребята продолбят лунку, чтобы пить сок, и весь сок вытечет.
Так и яблони пропали оттого, что мыши объели всю кору кругом, и соку уже не было хода из кореньев в сучья, листья и цвет.
Источник статьи: http://moreskazok.ru/tolstoj-l-n/4091-yabloni.html
1. Определите вид связи придаточных предложений с главным:
а) последовательное подчинение;
б) однородное подчинение;
в) параллельное подчинение.
1. Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока дышать я умею, я буду идти вперед.
2. Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.
3. Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
4. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.
5. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы земля наша.
6. Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, русский лес.
7. Мы хорошо знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы.
8. Сколько он ни напрягал глаза в ту сторону, откуда слышались крики, ничего не мог разглядеть в темноте.
9. Когда я вбежал в ворота, под которыми было очень темно, уже никого не было.
10. Когда склоняется день, розовая мгла одевает окрестные холмы, тогда только можно увидеть нашу древнюю столицу во всем ее блеске.
2. Укажите, нужно ли ставить запятую на месте вопроса (?) в сложноподчиненном предложении:
а) нужно; б) не нужно.
1. Яблони пропали, оттого (?) что мыши объели всю кору вокруг.
2. Солнце взошло, и (?) хотя на небе не было ни единого облачка, но цвет его был странный.
3. Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что (?) если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.
4. Давно заметил, что (?) когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть.
5. Мне кажется, что (?) если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, он все равно бы был неуловим.
6. Вместо того (?) чтобы разложить книги по полкам, Ваня сложил их стопкой на столе.
7. Так долго день пробуждается, что (?) когда солнце выйдет, у нас уже и обед.
8. Он предположил, что (?) если эта тропинка приведет к дому лесника, то они не сбились с маршрута.
9. Случилось так, что (?) когда мы ехали, не было ни малейшей зыби.
10. Лесник доложил, что (?) если всмотреться на вырубке, все пни покрыты мелкими опятами.
3. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными:
а) запятую перед и; в) запятые перед и после и;
б) запятую после и; г) знаки расставлены верно.
1. Теперь, когда вблизи говорили люди и светилось окно, он прибавил шаг.
2. Это небо, по которому широкою полосою протянулся Млечный Путь и темный океан, в котором отражались небесные светила, одинаково казались беспредельно глубокими.
3. Расскажите, кто вы и что с вами случилось.
4. Хотя гром трещал по-прежнему и молния полосовала небо, ему уже не было страшно.
5. На том поле, где тогда цвела рожь и кричали перс пела, теперь бродили спутанные лошади.
6. Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев, как неистовствовало море и лаяли в селении собаки.
7. Оставив солдат рассуждать о том, что татары ускакали, когда увидели гранату и зачем они туда ездили, я отошел, сел под дерево.
8. Нас просили узнать, в сохранности ли вещи и если будет возможность перевезти их в другое место.
9. Глеб не заметил, как наступило утро, как пробудились голуби и как затем мало-помалу все ожило вокруг.
10. Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса.
Источник статьи: http://znanija.org/russkii-yazyk/35549760.html
Тема: «Сложноподчиненное предложение»
Упражнение 1. Найдите сложноподчиненное предложение.
А) 1. Я собралась встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.
2. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.
3. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.
4. Левый, дальний берег по-прежнему тонул во тьме, и тьма рисовала там огромные нелепые фигуры.
Б) 1. Ветер стих, ночные поднебесные страсти улеглись, сквозь тучи пробивался солнечный свет.
2. Он вспомнил ночное событие, но вспомнил без страха, как нечто произошедшее в свой черед.
3. В прежние годы у обрывистого края оврага, где вырос микрорайон, соорудили спортивный трамплин.
4. Она открыла дверь и, пройдя мимо, вошла во вторую комнату.
Упражнение 2. Поставьте вопрос к придаточному предложению.
Образец: Слышу, (за стеной как будто песню поют).
1. А позвольте спросить, (с кем имею честь говорить)?
2. (Едва небо успело тронуться бледным предвестием зари), он уже разбудил меня.
3. (Кому много дано), с того много и спросится.
4. (Лишь только он затих), якут схватил меня за руки и потащил вверх.
5. Мы хотели понять (как он дошел до этого).
6. Не знаю, (зачтут ли мне этот год).
Упражнение 3. В каждом предложении найдите главную и придаточную части. Подчеркните в них главные члены. Расставьте знаки препинания.
1. Мать начала сомневаться не вредно ли будет мне это чтение.
2. Едва мы встали утром я вышел к морю.
3. Но вот почувствовала она как кто-то берет ее за руку.
4. Сколько они ни принесли апельсинов мы все купили.
5. Ему почудилось будто блеснуло в замке узенькое окошко.
6. По мере того как бричка приближалась к крыльцу глаза его делались веселее.
Упражнение 4. Укажите, в каком(их) предложении(ях) неправильно выделена придаточная часть.
1. Я не сразу сообразил, что произошло.
2. Смогу ли я тебе помочь – не знаю.
3. Что он говорит, не слышно за дальностью расстояния.
4. Кто много читает, тот много и знает.
5. Ручей, вдоль которого они продвигались, принимал в себя все новые родники.
6. Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору.
7. Хозяйка спросила, действительно ли мы уезжаем.
8. Не дождавшись, пока отопрут, он перемахнул через забор.
9. Когда она возвращалась домой, то думала о предстоящем разговоре.
10. Чего я жду, не знаю сам.
Упражнение 5. Союз или союзное слово?
Образец выполнения: Мы были предупреждены, что (союз) нас встретят вопросами.
Что (мест.) делать в сложившейся ситуации, совершенно непонятно.
1. Сообщение, что (_____) пришло последним, было самым важным.
2. Сообщение о том, что (_____) произошло на острове, потрясло всех.
3. Что (_____) написано пером, то не вырубишь топором.
4. То сердце не научится любить, которое (_____) устало ненавидеть.
5. Мысль, что (_____) мы обмануты, была невыносима.
6. Мысль о том, что (_____) пора экзаменов приближается, не давала мне покоя.
7. Мысль, что (_____) ты высказал вчера, очень интересна.
8. Сообщение, что (_____) скоро приезжает брат, обрадовало всех домашних.
Упражнение 6. Союз или союзное слово?
1. Мы знаем, как (_____) на горизонте показалась белая точка теплохода.
2. Наставник сказал ученику, как (_____) крепится деталь на станке.
3. Ученые наблюдают, как (_____) пчелы и другие насекомые опыляют цветы.
4. Здоровье человека зависит от того, как (_____) он выполняет требования физической культуры.
5. Никогда не забывай, как (_____) много зависит от правильного распределения времени.
Упражнение 7. Укажите в скобках после выделенных союзных слов подходящее по смыслу сущ. (с предлогом или без предлога). Подчеркните члены предложения.
1. Рекорд дальности полета установила модель, что (______) была выполнена юн_ыми техниками нашей школы.
2. Дом украшала веранда, что (_____) прот_нулась (в)доль всего первого этажа.
3. Я очень интересовался плетением, о чем (_____) (в)первые узнал из телепередачи.
4. Мне очень хотелось побывать в Петербурге, откуда (_____) только что приехал мой отец.
5. К стволу дерева был пр_слонен велосипед, на котором (_____) пр_ехал агроном.
Упражнение 8. Обозначьте графически границы предложений, входящих в состав сложного; укажите союзы и союзные слова, подчеркните союзные слова как члены предложения.
Образец: [Дом, (что стоит на горе), виден издалека.]
1. Справа он видел большую поляну на которой стоял кряжистый дуб.
2. Там откуда я родом моя фамилия встречается очень часто.
3. Воздух был свеж хотя солнце только что село.
4. Если жизнь тебя обманет не печалься.
5. В доме куда мы случайно попали шел ремонт.
Упражнение 9. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания.
А) Сложноподчиненное предложение с придаточным предложением – косвенным вопросом.
1. Он не знает достанется ли ему лучшая доля. 2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намерены делать. 3. Чего я жду не знаю сам. 4. Он спросил не будет ли приказаний и исчез. 5. Я не могу сказать нравилось ли нам ходить босиком.
Б) Сложноподчиненное предложение с придаточными частями, относящимися к причастию или деепричастию.
1. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь. 2. Утром еще солнце не успело подняться мы покинули поселок. 3. Наученный горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с нее. 4. Тропинка поднимается в скалы где смотрятся в небо красные сосны и падает в моховые болота. 5. Я взбежал по лестнице которая вела в светлицу и вошел в комнату.
В) Однородные члены в сложноподчиненном предложении.
1. Дрожащим голосом она объявила что ужинать ей не хочется и стала прощаться с родителями.
2. Он вовремя успевает наклонить голову чтобы не разбить ее о перекладину и вихрем влетает на черный двор.
3. Она сделала мне знак рукой чтобы я подождал и вышла.
4. Я смотрю вдаль где видны силуэты судов и вижу миллионы огней.
5. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.
6. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один.
Упражнение 10. Расставьте знаки препинания. Объясните графически.
Определите, какой частью речи являются выделенные слова.
Типы связи придаточных предложений
в составе сложного предложения
Упражнение 11. Предложения с последовательным подчинением придаточных. Подчеркните главные члены, задайте вопросы к придаточным частям.
Образец. Он чувствовал, (что побледнел), (когда перешел через порог гостиной).
1. Я открыл глаза тогда, (когда услышал), (что до берега недалеко).
2. Я всегда знал, (что он ветреный человек), (на которого нельзя надеяться).
3. Она гонит от себя впечатления этой сцены, (потому что чувствует), (что готова расплакаться).
4. Послы сказали, (что возьмут с условием), (если и он примет ответный подарок).
Упражнение 12. Определите границы придаточных частей скобками, расставьте знаки препинания.
Образец: Мне показалось, (что один из них поклонился нам), (когда мы поравнялись с ними).
1. Я полагаю что все короли хотят чтобы мы приняли турецкую веру.
2. За нами долго следила японская джонка чтобы посмотреть куда мы направимся.
3. Нехорошо что у вас все больные такой крепкий табак курят что всегда расчихаешься когда войдешь.
4. Вы думали что я буду слушать смиренно дерзости потому что у меня нет денег которые бы я мог бросить на стол.
5. Я забыл сказать что губернатор ужасно обрадовался когда объявили ему что мы уходим.
Упражнение 13. Предложения с параллельным (неоднородным) подчинением. Покажите границы главного и придаточных предложений, задайте к придаточным предложениям вопросы.
[Но теперь, (когда я могу рассуждать), я уверена], (что ты останешься жив).
1. Индюшка любила жаловаться, когда была голодна, и требовала, чтобы Индюк ее жалел.
2. Зато, чтоб утешить меня, он приказал ему верхом объехать поле и взял меня с собою, чтобы при мне поймать зайца.
3. Я желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время.
4. Чичиков заметил, что в самом деле неприлично такое безучастие к чужому горю, и потому вздохнул тут же и сказал, что соболезнует.
Упражнение 14. Подчеркните главные члены, укажите границы главного и придаточных предложений, к придаточным задайте вопросы, расставьте знаки препинания.
1. Везде где только сидят он останавливался чтоб показать себя.
2. Утром когда мы опять остановились пить чай я узнал что мои страхи были не совсем неосновательны.
3. Нина просила не рассказывать никому что она проболталась и уверяла что ее будут очень ругать.
4. Накануне вечером когда я уже спал отец мой виделся с теми стариками которые гостили у брата.
5. Впоследствии когда мои слова сделались известны тетушкам они заставили меня повторять их и так хохотали что приводили меня в совершенное изумление.
Упражнение 15. Однородные придаточные предложения. Задайте вопросы к придаточным предложениям.
Образец. Все говорили, (что я переменился), (что я вырос и поумнел).
1. Ко мне пришел Савич сказать, (что последняя лодка идет на берег), (чтоб я поторопился).
2. В то же время мелькала у меня мысль, (что я спрятался), (что маменька не услышит моих слез).
3. Там был старенький домишко, (где жил некогда мой дедушка), (где родились все мои тетки и мой отец).
Упражнение 16. Однородные придаточные, связанные союзом И. Подчеркните главные члены. Задайте к придаточным частям вопросы.
1. Расскажи мне хорошенько, каков он собою и что он за человек.
2. Мать сказала, что устала лежать и (что) ей хочется посидеть.
3. Они убегали на Запорожье, если умели найти дорогу и если не были перехватываемы на пути.
4. Его надо видеть летом, когда все деревья будут покрыты плодами и (когда) заиграют все мои двадцать родников.
5. Я хочу рассказать вам историю женщины, которую вы все видели и которую никто из вас не знал.
Упражнение 17. Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными придаточными. Объясните графически.
1. Мы остановились около какого-то шалаша где продавали прохожим хлеб и где наши матросы купили страусовых яиц.
2. Мы тут нашли несколько окаменелостей которые долго у нас хранились и которые можно назвать редкостью.
3. В это время донесли графу что в деревне спрятаны пороховые запасы и нужно опасаться взрыва.
4. В Пекине узнают об этом тогда когда уже будут они под стенами и помешать чужому влиянию будет трудно.
5. К чтению меня также не тянуло потому что все было давно перечитано не один раз и многое выучено наизусть.
Упражнение 18. «Стык союзов». Покажите границы частей сложного предложения, расставьте знаки препинания.
Образец. [Мы понимаем], (что, (если погода не переменится), _ поездку придется отложить).
1. Случилось так что когда мы ехали не было ни малейшей зыби.
2. Я был уверен что если он понадобится то он сразу же приедет.
3. Я промолчал потому что хотя знал многое но не хотел ссоры.
4. Он знал что если он протянет руку с кустов посыплется роса.
5. Он отвечал что если бы не он то никто бы не спасся.
Тесты. Типы связи придаточных предложений
в составе сложного предложения
Упражнение 1. Укажите предложения с последовательной связью придаточных (знаки препинания не расставлены).
1. Он увидел на опыте как мечется по этому кругу то что называется Вселенной.
2. Каштанка не понимала отчего это у нее такая тоска и отчего все так беспокоятся и стараясь понять следила за каждым движением хозяина.
3. Проснулся он уже к вечеру когда солнце садилось и его косые лучи красными пятнами чертили на стене силуэт окна.
4. Князь редко оставлял Ирэн одну в обществе когда же светские обязанности разъединяли их следил за ней глазами в которых сквозила странная настороженность и тоска.
5. Она вышла из дома и пошла по аллее в сторону сада когда солнце начало садиться и его лучи окрасили море в густо-зеленый цвет.
Упражнение 2. Укажите предложения с однородной связью придаточных (знаки препинания не расставлены).
1. Оставив солдат рассуждать о том как татары ускакали когда увидели гранату я вместе с ротным командиром отошел в сторону.
2. Что именно находилось на куче решить было трудно потому что пыли на ней было в изобилии.
3. Он сказал что это не тучи а туман и завтра будет солнечный день.
4. Он долго не мог разобрать идет ли снег с неба или поднимается туман от земли.
5. Ему показалось что никогда он еще не слышал чтобы ветер свистел и выл так злобно.
Упражнение 3. Укажите предложения с параллельной связью придаточных (знаки препинания не расставлены).
1. Я кивнул на кресло возле своего письменного стола и пока он подходил прикинул с кем имею дело.
2. Дом что стоит на горе хорошо виден из нашего окна которое выходит во двор.
3. Приятно слышать как злится вьюга и воет ветер по старым дуплам.
4. Ивану Петровичу казалось что чайные розы которые он сам прививал к кустам шиповника удались ему совершенно исключительно.
5. Когда проснулись не знали который час.
Типы придаточных предложений
. Повторяем второстепенные члены предложения.
Упражнение 19. Задайте вопрос к выделенному слову, покажите стрелкой, от какого слова оно зависит, подчеркните его как член предложения.
1. Голос ее тосклив. _________
2. Ведь они же, мерзавцы, из этого щи варят. __________
3. Человек должен научиться подчиняться самому себе. _________
4. Услышу ли «Лучинушку» сегодня? ________
5. Мечта уехать отсюда была у него всегда. _________
6. Впрочем, пушки вскоре стихли. __________
7. Но из всех людей, причастных к цирку, атлеты вызывали у доктора особенное почтение. _________
8. То же самое поняли и горожане. __________
9. Арбузов стал просить его отложить сегодняшнюю борьбу на день. _________
10. Михаленко с Лидиным сели после обеда играть в шестьдесят шесть. _________
Упражнение 20. Каким членом предложения является выделенное слово?
1. Так же ложились лучи солнца на их золотой ковер. _________
2. Я ведь лучше его тактику знаю. __________
3. Жизнь побежденным не награда. __________
4. Все стремления природы завершаются человеком. _________
5. Вещий сон гремит, катится к постели Алексея Турбина. _________
6. Напротив стояла кровать дедушки. _________
7. Это была прелестная девушка лет двадцати. _________
8. Его Василиса спрятала у себя в потайной комнате. _________
9. По команде «вперед» оба противника пошли друг другу навстречу. _________
10. Прапорщик Лбов, отличный гимнаст, быстро снял с себя шинель. __________
Упражнение 21. Виды обстоятельств:
– образа действия (как, каким образом?);
– цели (зачем, для какой цели?);
– меры и степени (в какой мере?);
– уступки (хотя, вопреки, несмотря на то что…);
– условия (при каком условии?)
Определите вид выделенного обстоятельства.
А) 1. Я выехал в девять утра. 2. Это произошло за границей. 3. Стремительно надвигалась ночь. 4. Звон в ушах почти смолк. 5. С этими неприятными ощущениями я кое-как справился. 6. Несмотря на гетры, у меня мерзли ноги. 7. Я трясся от смеха. 8. Быстрым шагом я спустился по лестнице. 9. Этот человек в случае надобности может заменить заболевшего актера. 10. Я вышел во двор освежиться.
Б) 1. Весь хутор жил одной семьей. 2. Она не узнала меня вопреки всему. 3. Никогда не надо делать человека участником зла. 4. Все одинаково боятся. 5. При желании можно научиться всему. 6. Страх возникает вследствие бессилия духа. 7. Человека нужно оценивать по его делам. 8. В комнате было уже довольно светло. 9. На свете остаются жить только добрые дела. 10. От безделья приходит скука.
Упражнение 22. Задайте вопрос к выделенным придаточным частям.
1. Вечером я встретился с другом, который меня уже ждал.
2. В тот час, когда солнце всходит, птицы поют звонче.
3. Он виртуозно показывал, как шумит ручей.
4. Мы не спросили, чего он боится.
5. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.
6. Мальчик готовился к контрольной работе так, как советовал учитель.
7. Мы плывем наудачу, так как темнота после зарниц кажется еще гуще.
8. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле тени.
9. У казака такой конь, что сам везде знает дорогу.
10. Человек не может жить, если не верит в завтрашнее счастье.
11. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом.
12. Иван Иваныч приехал на охоту, чтобы подышать свежим воздухом.
Упражнение 23. Определите тип придаточного.
1. Ненавижу вас за то, что ваш успех мешает вам приехать ко мне. _______________
2. Если она не приедет, я подожгу ее мельницу. _______________
3. В природе происходит нечто изумительное, что окупает своей поэзией все неудобства жизни. _______________
4. Если бы я бросил литературу, сделался садовником, это было бы очень хорошо. _______________
5. Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу. ______________
6. Всякого он звал к себе так, словно он был ему до смерти нужен. ____________________
7. Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком. __________________
8. И так же дружески он сходился со всеми редакторами, у которых ему случалось печататься. _________________
9. Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов. ________________
10. Так как еще недавно сестра Чехова была курсисткой, она благоговела пред любимым профессором. ________________
М.Ю. ОХЛОПКОВА,
г. Дубна,
Московская обл.
Источник статьи: http://rus.1sept.ru/view_article.php?ID=200802006